«Аэрофлот» рассматривает вопрос приобретения национального авиаперевозчика Белоруссии, авиакомпании «Белавиа», которая стала одним из центров недавнего авиационного конфликта двух стран. Приватизация «Белавиа» намечена на 2013 год.
Министр транспорта Белоруссии Иван Щербо сообщил, что «Белавиа» включена в список приватизации. Наибольший интерес к перевозчику проявляют российские инвесторы, в частности, «Аэрофлот».
«Белавиа» стала одним из основных фигурантов недавнего авиационного конфликта России и Белоруссии. Авиакомпания не считала целесообразным летать из Минска в Москву чаще четырех раз в день, и, соответственно, авиавласти Белоруссии не разрешали больше двух рейсов «Аэрофлоту» (еще по одному рейсу выполняют «Сибирь» и «ЮТэйр»). «Белавиа» мотивировала свою позицию низкой загрузкой рейсов в результате конкуренции с российскими авиаперевозчиками.
Коммерческие права «Белавиа» не дадут «Аэрофлоту» каких-либо очевидных преимуществ. Идея создания хаба Россия—Европа в Минске считается сомнительной - для этого проще использовать аэропорты Калининграда или Петербурга. В любом случае сделка интереснее для «Белавиа», которой необходимы средства на развитие. Иван Щербо говорил, что Белоруссия планирует развивать авиационный транзит и закупать воздушные суда.
Днем рождения Национальной авиакомпании «Белавиа» официально считается 5 марта 1996 года, но так как образована она была на базе Белорусского объединения гражданской авиации, то история начинается с 1993 года.
При этом белорусская гражданская авиация берет свое начало с 7 ноября 1933 года, когда состоялось торжественное открытие Минского аэровокзала, где весной 1934 года приземлились три первых самолета По-2, принадлежавших Смоленскому авиаподразделению спецприменения Московского управления гражданского воздушного флота. Именно этот момент стал решающим в становлении и развитии гражданской авиации Республики Беларусь.
В 1936 году был открыт первый почтово- пассажирский рейс между Минском и Москвой, а к 1940 году их насчитывалось уже восемь.
После распада СССР и обретения независимости Республики Беларусь в 1991 году было образовано Белорусское объединение гражданской авиации «Белавиа», которое унаследовало парк воздушных судов, принадлежавших Белорусскому управлению. В структуру объединения входили все предприятия гражданской авиации Республики Беларусь.
5 марта 1996 года была проведена реорганизация Белорусского объединения гражданской авиации, в результате которой была образована Национальная авиакомпания «Белавиа».
В настоящее время в парке шесть Boeing 737-500, четыре Boeing 737-300, четыре CRJ-100/200 LR и три Ту-154М. «Белавиа» работает по интерлайн-соглашениям с авиакомпаниями Air Baltic, Austrian Airlines, Aerosvit, British Airways, Lufthansa, «Сибирь». Базируется в Минске.