Покупка «Газпромом» контроля в «Кыргызгазе» обсуждается еще с 2003 года, но такая сделка нужнее Киргизии. Киргизия за счет сделки пытается диверсифицировать импорт: страна накопила долги перед Казахстаном, есть риск остановки поставок газа, в теории его могли бы заместить поставки из Узбекистана, но они обойдутся даже дороже: $290 за 1 тыс. куб. м против $224. Перекрыть поставки газа Киргизии Казахстан может уже с 1 мая.
Исходя из этого власти Киргизии призывали «Газпром» не только обеспечить республику импортным российским газом, но и начать добычу на двух принадлежащих монополии месторождениях — Кугарте и Восточном Майлису IV. Лицензии на них «Газпром» получил еще в 2008 году, но только пообещал начать разведку на участках, вложив порядка $100 млн. Впрочем, то, что «Газпром» не торопится запускать проекты в Киргизии, неудивительно: общие запасы газа в республике оценивались не более чем в 6 млрд куб. м газа.
Для «Газпрома» покупка такой компании скорее политическая, нежели экономическая сделка. «Газпром» всегда отличался некоторой всеядностью в подобных сделках, и для монополии важнее ощущать себя глобальной компанией, которая присутствует всюду, иногда даже в ущерб экономической логике. Киргизия, как раз тот случай и «Газпром» тут выступает как агент влияния России в Азии.
ОАО «Кыргызгаз» — газотранспортное предприятие, которое поставляет газ потребителям Киргизии. 88% акций принадлежит Фонду по управлению госимуществом Киргизии, 5% — Социальному фонду Киргизии. Потребление газа в республике, по данным «Кыргызгаза», около 800 млн куб. м газа в год, почти весь импортируется из Узбекистана и Казахстана. Газ обеспечивает 30% потребления энергоресурсов республики.