Аэропорт Ростова может стать предметом спора Виктора Вексельберга и ростовского бизнесмена Ивана Саввиди. «Ренова» не только собирается строить новый аэропорт в окрестностях Ростова-на-Дону, но и получить долю в действующем.
Еще в прошлом году стало известно, что группа «Ренова» собирается выступить инвестором в строительстве нового аэропорта за чертой города («Южный»), для чего будет создано СП с Ростовской областью (75% у компании Вексельберга, 25% — у региона). Тогда же появились сведения и о том, что «Ренова» может получить долю в действующем аэропорте, совладельцем которого является «Праймери Дон», подконтрольная ростовскому бизнесмену Саввиди.
СП «Реновы» и Ростовской области получит активы действующего аэропорта. Предположительно, в уставный капитал предприятия планируется внести госпакет ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» (50,7% обыкновенных акций, 38% капитала, — они будут переданы в собственность области).
ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» владеет аэровокзалом, арендует аэродром. «Ренова» внесет в капитал 600 млн руб. на реконструкцию действующего аэропорта. И еще инвестирует 6 млрд руб. в строительство «Южного» пропускной способностью до 8 млн человек в год. Сдать новый аэропорт планируется к старту чемпионата мира по футболу в 2018 г.
Действующий аэропорт (в 2011 г. обслужил более 1,7 млн человек) к этому времени вынужден будет прекратить свою деятельность, так как не выдержит конкуренции. «Ренова» хочет поучаствовать в капитале старого аэропорта, чтобы уже сейчас начать развивать его, а в 2018 г. максимально комфортно перевести в новый пассажиров и авиакомпании. После закрытия аэропорта принадлежащие ему несколько сотен гектаров почти в черте города станут привлекательным объектом для застройки — это и интересует «Ренову».
Но реализация этого плана может натолкнуться на препятствие в виде второго акционера аэропорта — местного бизнесмена Саввиди. Он не готов просто так расстаться с пакетом аэропорта. Его «Праймери Дон» владеет 33,5% обыкновенных акций аэропорта (52,5% в уставном капитале). Причем сейчас именно он контролирует аэропорт: привилегированные акции имеют право голоса, потому что по ним не платились дивиденды. А в начале мая ФАС удовлетворила ходатайство «Праймери Дон» на покупку 47,5% обыкновенных бумаг аэропорта.
С Саввиди сейчас ведутся переговоры о продаже его доли в терминале государству.
Аэропорт Ростов-на-Дону расположен в административных границах Первомайского района городского округа «Город Ростов-на-Дону» в 9 км к востоку от исторического и делового центра города.
Аэропорт обслуживает шестой по численности населения (4,3 млн) субъект федерации, Ростовскую область, а также сопредельные территории. Является единственным аэропортом области, имеющим статус международного, и основным (более 99 % пассажирооборота области) из двух пассажирских.
Базу пассажиропотока аэропорта формирует густонаселённая агломерация городов Ростов-на-Дону, Таганрог и Шахты, где проживает 2,57 млн человек (60 % населения области), что делает её крупнейшим агломерационным образованием юга России и 4-ым по численности населения в России.
В 2011 году аэропорт обслужил 1,716 млн пассажиров, заняв 10 место по пассажиропотоку среди российских аэропортов. Аэродром способен принимать самолёты А-310, А-319, А-320, Б-737-400, Б-737-500, Б-737-800, Б-757-200, Б-767-300, CRJ, Ан-124, Ил-62, Ил-76, Ту-154, Ту-204 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов. Аэропорт базирования авиакомпаний Донавиа и UTair.
Кроме того, регулярные полёты из аэропорта выполняют более 20 авиакомпаний. География полетов весьма широка и охватывает Россию, ближнее и дальнее зарубежье. Основные направления, на которых выполняются регулярные рейсы - РФ: Екатеринбург, Красноярск, Москва Внуково, Москва Домодедово, Москва Шереметьево, Самара, Санкт-Петербург, Сочи. Ближнее зарубежье: Актау, Баку, Гюмри, Ереван, Киев, Ташкент. Дальнее зарубежье: Вена, Дубай, Мюнхен, Прага, Стамбул, Тель-Авив, Франкфурт. В летнем расписании, как правило, добавляются следующие направления: Барселона, Рим, София и др. Среди чартерных рейсов преобладают курортные направления Европы и Азии, например, Бангкок, Брешиа, Верона, Таба, Турин, Хургада, Шарм-эль-Шейх и др.
Здание пассажирского терминала построено в 1977 году по нетиповому проекту НИИ «Аэропроект». Со стороны предвокзальной площади терминал напоминает четыре стоящих на отстое самолёта Ту-134, самого современного пассажирского лайнера в СССР на момент проектирования.
Пассажирский терминал имеет общую площадь более 17 тыс. м2. Пропускная способность — 600 пассажиров в час в российском секторе и 450 пассажиров в час в международном.
Обшая площадь грузового терминала — 7,16 тыс. м2, в том числе складских помещений — 4,41 тыс. м2. Производственные мощности грузового терминала позволяет обрабатывать до 420 тонн грузов в сутки.
Саввиди придется расстаться с пакетом, считает руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт»: старый аэропорт все равно будет закрыт, а чтобы стать акционером нового, у Саввиди нет средств.