Минтранс вынашивает наполеоновские планы по объединению управления над всеми аэропортами московского авиационного узла (МАУ). Ожидая, что этим планам может воспротивиться Домодедово, Минтранс грозит лишить аэропорт части его бизнеса.
Минтранс будет лоббировать создание на территории аэропорта Домодедово альтернативного топливо-заправочного комплекса (ТЗК). По распоряжению правительства на территории московских аэропортов должны быть альтернативные ТЗК. Аэропорт Домодедово единственный, который не соответствует этому требованию.
Крупный российский авиационный холдинг уже выразил готовность к строительству ТЗК на территории Домодедово. Представители топливных компаний знают об этих планах, но никаких решений по строительству ТЗК администрация аэропорта не принимает. Скорее всего, противиться исполнению поручения правительства собственники терминала не смогут. Они арендуют землю, но не являются ее собственниками, поэтому есть различные механизмы, позволяющие построить инфраструктурные объекты на этой земле.
Потребность аэропорта составляет 1,5—1,7 млн т топлива в год. Такие объемы заинтересуют любого поставщика. В конкурсе на строительство альтернативного ТЗК, скорее всего, будут участвовать ТНК-BP, «Лукойл», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз».
Таким же способом Минтранс готов решать и проблему нехватки в Домодедово терминальных площадей. Дело в том, что ныне работающий в аэропорту терминал (принадлежащий частным инвесторам) рассчитан на обслуживание 18 млн пассажиров в год, однако по итогам прошлого года аэропорт обслужил более 25 млн пассажиров. Если терминал не будет расширен, то Минтрансом может быть принято решение о создании в аэропорту второго оператора, у которого будет альтернативный аэровокзальный комплекс.
К решению проблемы увеличения пропускной способности Домодедово может быть привлечена единая компания, которую Минтранс предлагает создать для управления всеми аэропортами московского авиационного узла. Не исключено, что помимо Шереметьево, Домодедово и Внуково управляющая компания может получить и аэропорты Кубинка и Остафьево, а также некоторые региональные аэропорты России.
В течение месяца Минтранс выберет консультанта, который до конца этого года разработает единую стратегию развития аэропортов МАУ, которая будет согласована со всеми заинтересованными сторонами. Конкретных параметров пока нет — их должен предложить консультант. Частные акционеры Домодедово дали принципиальное согласие на участие в этом проекте.
Перед единой управляющей компанией поставят мегазадачу — к 2015 году три аэропорта МАУ должны будут обслуживать 150 млн пассажиров в год (почти втрое больше, чем сейчас). Так, аэропорты Шереметьево (у которого будет три полосы, две из которых скрещивающиеся) и Домодедово (у которого будет только две полосы) должны будут обслуживать по 65 млн пассажиров, а Внуково — лишь 20 млн. Чтобы достичь таких показателей, по расчетам Минтранса, во взлетно-посадочные полосы надо будет вложить 104 млрд руб., помимо этого, 97 млрд руб. потребуется инвестировать в развитие терминальных мощностей.
Международный аэропорт «Домодедово» является вторым по значимости и величине, после Шереметьево, московским аэропортом. Расположенный к юго—востоку от столицы, аэропорт был построен в мае 1962 года. На сегодняшний день он занимает лидирующее место по общему объему пассажироперевозок среди всех российских аэропортов.
Пропускная способность «Домодедово» составляет около 16 миллионов авиапассажиров в год. Аэропорт обслуживает более семидесяти авиационных компаний, из которых 22 зарубежные и 16 из стран СНГ. Рейсы из «Домодедово» выполняются по 210 направлениям, среди которых все российские регионы, а также многие страны Ближнего Зарубежья и некоторые зарубежные государства.
Аэропорт «Домодедово» имеет современный пассажирский терминал, включающий в себя большие уютные, прекрасно оборудованные, залы ожидания, четырех — звездочную гостиницу «Аэроотель». В 2006 «Домодедово» было присуждено второе место в европейском конкурсе «Лучший аэропорт Восточной Европы».
Минтранс продемонстрировал интересный подход к развитию инфраструктуры, была сделана попытка увидеть какую-то перспективу и к ней подготовиться, считает главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. По его мнению, объединение аэропортов в рамках одной управляющей компании может помочь посредством тарифов привести к равномерной загрузке московских аэропортов.