Российский транспорт покидает один из самых известных бизнесменов. Сергей Генералов ведет с группой «Сумма» Зиявудина Магомедова переговоры о продаже FESCO, владеющей портом во Владивостоке, крупным морским флотом и несколькими железнодорожными компаниями. Сумма сделки может составить около $1 млрд. Это последний крупный актив Сергея Генералова, в результате у него останутся лишь небольшие компании по продаже авиатренажеров и авиатакси. Новых вложений от бизнесмена его коллеги ожидают уже в Европе, а не в России.
Группа «Сумма» ведет переговоры с Сергеем Генераловым о выкупе принадлежащих ему через компанию «Промышленные инвесторы» 56% акций транспортной группы FESCO (ОАО «Дальневосточное морское пароходство», ДВМП). В середине мая «Сумма» подала соответствующее ходатайство в ФАС, завершение переговоров намечено на середину июня. До этого момента покупатель должен провести due diligence активов, после чего начнется обсуждение конечной цены сделки.
В периметр продажи могут попасть все активы FESCO (ее выручка в 2011 году составила $1 млрд, EBITDA — $225 млн). Это «Владивостокский морской торговый порт» (специализируется на перевалке контейнеров, металлов и автомобилей), морской торговый флот (49 судов, включая четыре ледокола), железнодорожная компания «Русская тройка» (50%, еще 50% у ОАО РЖД), крупнейший на Дальнем Востоке оператор рефрижераторных контейнеров «Дальрефтранс», около 20% акций «Трансконтейнера», логистические и экспедиторские компании.
Более того, в сделку войдет железнодорожный оператор «Трансгарант», которого должен был купить «Нефтетранссервис (НТС)» братьев Аминовых. В декабре 2011 года FESCO выставила «Трансгарант» на продажу. «ВТБ Капитал» несколько месяцев собирал заявки с претендентов, а 8 мая 2012 года НТС был объявлен победителем конкурса (предложил около $350 млн). Теоретически у FESCO есть право разорвать уже подписанный договор о продаже актива — в этом случае НТС получит около $25 млн компенсаций.
FESCO — последний крупный актив Сергея Генералова. В начале—середине 2000-х он контролировал машиностроительные и угольные компании, сахарные заводы и холдинг «Русский алкоголь». Но все они давно проданы. Решение о выходе господина Генералова из транспортного бизнеса может быть связано с неудачной попыткой консолидации «Трансконтейнера», на базе которого предприниматель хотел создать глобального контейнерного оператора (по схеме судно—порт—железная дорога—автотранспорт).
На рынке Сергея Генералова характеризуют как профессионального инвестора, который «умеет продавать свои активы дорого». Обычно Сергей входит в активы на три-четыре года. Также изначально планировалось и с FESCO. Однако в ДВМП Сергей Генералов задержался — он получил контроль над компанией в 2002 году.
Транспортная группа FESCO — российская транспортная компания, оказывающая услуги морского, железнодорожного, автомобильного транспорта и стивидорного обслуживания на собственных терминалах в крупнейших портах России и СНГ.
Представляет собой группу компаний. Базовая компания группы — «Дальневосточное морское пароходство». FESCO владеет собственным флотом, железнодорожным составом, портовыми, морскими и сухопутными терминальными комплексами, а также сетью офисов во многих странах мира. Управляющая компания — ООО «Транспортная группа ФЕСКО». Штаб-квартира группы находится в Москве.
Флот компании включает суда различных типов, способных перевезти практически любой груз в любую точку мира, всего 50 судов общим дедвейтом 880 тыс. тонн, из них 25 контейнеровозов. FESCO — один из ведущих независимых частных операторов железнодорожного подвижного состава в России с ежегодным грузооборотом в размере 35 млрд тонно-километров и объёмом железнодорожных перевозок свыше 25 млн тонн. Компании, входящие в Транспортную группу FESCO, имеют филиалы и представительства в 25 городах России и СНГ.
В управлении группы находится более 19 000 единиц подвижного состава 15 различных типов, включая как универсальные, так и специализированные вагоны. 88 % парка находится в собственности. FESCO оперирует современными терминальными комплексами, расположенными на в Тихоокеанском бассейне, а также сухопутными терминалами в Подмосковье и Хабаровске.
Объём морских линейных перевозок группы FESCO по итогам 9 месяцев 2011 года составил 282 259 TEU (внешторг) и 45 830 TEU (каботаж), по сравнению с 220 249 TEU и 49 227 TEU за 9 месяцев 2010 года соответственно. Железнодорожные перевозки контейнерных грузов в январе-сентябре 2011 года составили 185 788 TEU. Объём экспедирования достиг 33 526 TEU.
Выручка компании по МСФО за 2010 года составила $800,6 млн, чистая прибыль — $455,9 млн.