Включение в список стратегических предприятий предусматривает особый порядок продажи госбумаг. Суть в том, что перед внесением в прогнозный план приватизации требуется указ президента об уменьшении госдоли либо исключении данных компаний из перечня стратегических. Таким образом, Владимир Путин замкнул на себе решение о приватизации пакетов энергокомпаний, ранее для этого было достаточно решения правительства, возглавляемого вторым участником тандема, Дмитрием Медведевым.
В прошлом году правительство озвучило планы снижения своей доли в «РусГидро» до 50% плюс одна акция, ФСК — 75% плюс одна акция (при рыночной цене выше 0,5 руб. за бумагу), в «Роснефти» планировалось продать 25% минус одна акция. «Холдинг МРСК» должен был постепенно распродавать свои дочерние структуры, направляя средства на развитие сетевого комплекса либо в госбюджет.
Но в конце года г-н Сечин направил письмо г-ну Путину, предложив не торопиться с приватизацией госактивов в энергетике ввиду плохой рыночной конъюнктуры, необходимостью завершить важные проекты и т.д.
Эта позиция была поддержана в компаниях, в частности в «РусГидро». Против переноса сроков выступили глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина и чиновники экономического блока правительства, который курировал вице-премьер Игорь Шувалов. Они полагали, что необходимо начинать подготовку к приватизации, проводить оценку и лишь после этого принимать решение в каждом конкретном случае.
Фактически внесение госдолей в список стратегических — это победа позиции г-на Сечина, но оно может добавить головной боли самим энергокомпаниям. Под вопросом оказывается механизм создания единого сетевого оператора, о котором власти заявили в начале мая. Пока планируется, что «Холдинг МРСК» будет передан в управление ФСК, однако механизм дальнейшей консолидации сетей неясен. Кроме того, в настоящий момент «РусГидро» близка к завершению сделки по получению 40-процентного пакета «Иркутскэнерго», переданного государством «Интер РАО». Сделка должна привести к уменьшению госдоли в «РусГидро», а значит, ее заключение потребует отдельного распоряжения президента.
Впрочем, по завершении всех обменных сделок с «Интер РАО» у гидрогенератора должен появиться значительный пакет казначейских бумаг (порядка 11%), который «РусГидро» все же сможет продать, если он не будет включен в госдолю в списке стратегических предприятий.