Крупнейший российский обувной ритейлер «Центробувь» отложил проведение IPO на весну 2013 года, но готовится провести частное размещение уже сейчас. Компания предлагает pre-IPO-фондам выкупить 5-10% своих акций за $100-200 млн. Громкое имя в составе акционеров должно вызвать доверие инвесторов при публичном размещении, уверены нынешние собственники сети.
Совладелец сети Сергей Ломакин уточнил, что может быть продано 5-10% акций: нынешние акционеры сети пропорционально уменьшат свои пакеты в случае сделки. Совладельцами компании помимо господина Ломакина считаются его бывший партнер по сети «Копейка» Артем Хачатрян (по состоянию на конец 2009 года на двоих владели примерно 33% ритейлера), основатели «Центробуви» Анатолий Гуревич и Дмитрий Светлов (у них контрольный пакет) и основатель ИД «Пронто-Москва» Леонид Макарон (может владеть до 10%).
Всю «Центробувь» ее собственники оценивают в $2 млрд, а 5-10% — в $100-200 млн. Прогноз «Центробуви» по выручке в этом году составляет $1,7 млрд, то есть всю сеть оценили в 1,2 годовых продаж. Консультантом по сделке выступает Morgan Stanley.
Впервые о намерении провести публичное размещение «Центробувь» заявила в феврале 2011 года, выход на биржу изначально планировался на осень того же года, но отменился из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынках. В качестве площадок рассматривались Лондонская и Гонконгская биржи, где компания рассчитывала привлечь до $800 млн. Консультантами сделки выступали «Ренессанс Капитал», Morgan Stanley, «ВТБ Капитал» и Bank of China Investments.
Планы провести IPO сохраняются, говорит господин Ломакин, но, скорее всего, оно состоится весной 2013 года. «Если мы решим делать премиальный листинг (размещение акций, а не депозитарных расписок.), то это будет 25% от капитала»,— сказал он.
Деньги, вырученные от продажи минориатрного пакета, «Центробувь» направит на развитие сети в СНГ и Европе, говорит Сергей Ломакин. До конца 2012 году количество магазинов Centro в Польше и на Украине будет доведено до 65 и 100 соответственно, в 2013 году планируется увеличить количество точек вдвое, в том числе за счет сделок M&A.
С 1992 по 1996 год бренда «ЦентрОбувь» еще не существовало, но существовала сплоченная и целеустремленная команда профессионалов, которая занималась оптовой торговлей обувью, постепенно набираясь опыта для создания более сложного, более масштабного и более перспективного бизнеса.
В 1996 году это случилось: несколько крупных московских магазинов объединились под брендом «ЦентрОбувь», и с этого момента началась непрерывная история развития розничной сети, которой тогда только предстояло стать крупнейшей в России.
В те годы дизайн магазинов был еще очень простым, ассортимент не очень богатым. Но в те непростые для большинства людей времена, основатели «ЦентрОбувь» создали сеть магазинов, ориентированных на самообслуживание, и делающих обувь действительно доступной для большинства людей.
В 2000 году в Москве было уже 50 магазинов «ЦентрОбувь» и состоялось открытие первых магазинов в городах Тула, Пенза и Санкт-Петербург. Именно тогда впервые начались традиционные акции торговой сети: скидки 13% - 13 числа каждого месяца. Сегодня постоянные покупатели «ЦентрОбувь» уже привыкли к ним и с удовольствием пользуются этим традиционным подарком компании. С
пустя всего год произошло открытие 100-го магазина и с каждым новым годом появлялись десятки новых. Ассортимент магазинов был расширен за счет сопутствующих товаров: платки, палантины, бижутерия, аксессуары для волос, чулочно-носочные изделия, солнечные очки, часы, кошельки, тапочки и другие товары. Стартовали новые программы для клиентов: дисконтные накопительные программы, новые сезонные акции.
В 2006 году был проведен рестайлинг компании, утвержден новый логотип. Тот самый, который и сейчас можно увидеть на магазинах «ЦентрОбувь» и коробках с обувью. Утверждено и единое название «ЦентрОбувь». Успешный опыт «ЦентрОбувь» в организации торговли позволил торговой сети делиться этим опытом с другими. Было принято решение о продаже франшизы.
Сегодня «ЦентрОбувь» объединяет более 950 собственных и франчайзинговых обувных магазинов под брендами «ЦентрОбувь» и Centro в России, на Украине, в Польше и Прибалтике. Выручка по итогам 2011 года составила чуть более $1 млрд. Является крупнейшим обувным ритейлером в России.