«Европейский банк реконструкции и развития» (ЕБРР) готов расстаться с долей в СП «GM-АвтоВАЗ». 16,8% акций предприятия он предложил выкупить партнерам — GM и «АвтоВАЗу». Вся компания может стоить $400-500 млн, а пакет ЕБРР — $70-90 млн.
Доли «АвтоВАЗа» и GM в СП — по 41,6%. Сейчас партнеры ведут переговоры о цене пакета банка. ЕБРР участвует в проекте с самого начала. СП стало первым в России предприятием с участием крупного зарубежного автоконцерна.
ЕБРР изначально выполнял в этом проекте роль посредника, который должен был следить за балансом интересов всех акционеров. Банк оставался акционером СП даже во время кризиса 2008-2009 гг., когда вся отрасль переживала непростые времена. Но ЕБРР не может быть вечным акционером в своих проектах: банк выходит из СП, чтобы использовать средства в других своих проектах.
Продажа доли ЕБРР принципиально не изменит баланс между акционерами СП. Каждый из партнеров после сделки будет владеть 50% акций. Продавать свою долю не будет ни GM, ни «АвтоВАЗ»: СП генерирует $80-90 млн чистой прибыли, а продажи Chevrolet Niva составляют существенную часть всех продаж GM в России. К тому же это единственное предприятие GM в мире, которое во время кризиса имело прибыль.
27 июня 2001 года представителями General Motors, «АвтоВАЗ» и «Европейского Банка Реконструкции и Развития» (ЕБРР) было подписано Генеральное рамочное соглашение о создании предприятия. Само СП было создано на учредительном заседании 30 июля 2001 года и получило регистрацию в Минюсте России 2 августа 2001 года.
Набор персонала начался с 27 августа, а строительные работы – с октября 2001 года. Вклад сторон в уставный капитал СП составил $238,2 миллиона: «Дженерал Моторс» – $99,1 миллиона денежными средствами и оборудованием (41,61%); «АвтоВАЗ» – $99,1 миллиона интеллектуальной собственностью (патенты, свидетельства и торговая марка на автомобиль НИВА, модель 2121), инженерными системами, зданиями и сооружениями (41,61%); «Европейский Банк Реконструкции и Развития» (ЕБРР) – $40 миллионов денежными средствами (16,78%) и кредит на $100 миллионов.
Общая сумма инвестиций в проект составляет $338, 2 миллиона. Из них: $82,3 миллиона – денежные средства; $63,6 миллиона – интеллектуальная собственность; $92,3 миллиона – стоимость оборудования; $100 миллионов – кредит ЕБРР.
23 сентября 2002 г. с конвейера СП сошел первый автомобиль Chevrolet NIVA - комфортный, надежный и безопасный российский внедорожник, завоевавший признание автомобилистов. 1 августа 2011 г. на ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» началось производство автомобилей Chevrolet NIVA комплектаций GLS и GLC, оснащенных АБС (антиблокировочной системой тормозов) фирмы Bosch и подушками безопасности фирмы TRW.
В 2002 году с конвейера СП сошло 456 автомобилей, в 2003 г. - 25 235, в 2004 г. – 55 150,.в 2005 г. – 51 810, в 2006 г. – 47 881, в 2007 г . – 55 052, в 2008 г. - 54 654, в 2009 г.- 23 101.
В 2010 г. с конвейера совместного предприятия сошло 36 996 автомобилей Chevrolet NIVA, что на 60,15% превысило показатели 2009 г. По итогам 2011 г. на СП было произведено 57 765 автомобилей Chevrolet NIVA, что на 56% превышает показатели 2010 г.
Всего с начала производства реализовано 406 197 автомобилей Chevrolet NIVA, в том числе в страны СНГ — 31 588 (данные на 01.04.2012 г.). В 2010 г. выручка «GM-АвтоВАЗа» увеличилась почти на 60% до 13,3 млрд руб., чистая прибыль — почти в 5 раз до 1,35 млрд руб.