Бизнес-школа «Сколково» может объединиться с «Российской экономической школой» (РЭШ). Эта сделка — один из вариантов удержать на плаву образовательный мегапроект в иннограде. Пока «Сколково» не может похвастаться ни качеством образования, ни доходами.
14 июня координационный совет «Сколково» рассматривал стратегию развития. В прошлом году школе исполнилось пять лет — и этап становления, когда важную роль играют средства учредителей, закончился. Теперь нужно думать, как дальше развиваться и зарабатывать самостоятельно.
Бизнес-школа «Сколково» была основана в 2006 г. Группа бизнесменов во главе с основателем «Тройки диалог» Рубеном Варданяном предоставила на проект $120 млн и земельный участок площадью 26 га. К 2010 г. на кредит «Сбербанка» в $245 млн был построен кампус площадью 80 000 кв. м, включающий учебные и офисные помещения, две гостиницы, фитнес-клуб, ритейл-зону и коттеджный поселок для преподавателей.
Осенью 2011 г. кредит рефинансировал «Газпромбанк». Однако, школа зарабатывает недостаточно, чтобы обслуживать долг. Ее доходы с 1 июля 2011 г. по 30 июня 2012 г. составят $43,5 млн.
Варданян объясняет выбор РЭШ в качестве возможного партнера «Сколково» тем, что это очень хорошая школа с сильными преподавателями. Впрочем, объединение «Сколково» и РЭШ может не состояться.
Московская школа управления «Сколково» - совместный проект представителей российской и международной бизнес-элиты, создаваемый «с нуля», а не на базе действующего ВУЗа. Основатели школы - 18 крупнейших компаний и частных лиц, российских и зарубежных, являющихся лидерами в своих отраслях: нефтегазовая промышленность, металлургия, энергетика, инвестиции, банковское дело, страхование, продажа продуктов потребления. Партнерство не ограничивается исключительно финансовым участием инвесторов. Компании-учредители, чей совокупный управленческий опыт составляет более 200 лет, работают на рынках развитых и развивающихся стран (Россия, Украина, Казахстан, Финляндия, Чехия, Индия, Англия, США - всего более 10 стран).
Инициаторы проекта обладают опытом в области управления крупными бизнес-структурами. Будучи сами состоявшимися лидерами и успешными предпринимателями, они заинтересованы в создании школы, которая станет лидером в бизнес-образовании и готовы лично участвовать в образовательном процессе - формировании программы школы, ведении мастер-классов, организации стажировок.
Основная форма обучения - это реальные проекты, которые студенты выполняют в командах по 5-7 человек. Результаты проектов оценивают компании-учредители «Сколково» и сторонние эксперты (политики, чиновники, бизнесмены). Школа уделяет значительное внимание активным методам обучения. Образовательный процесс в Московской школе управления «Сколково» включает широкий спектр консалтинговых проектов, тренингов, имитационных систем, кейсов, мастер-классов, консалтинговых проектов, стажировок.
Успешное обучение в «Сколково» предполагает получение средств из венчурного фонда на реализацию собственного бизнес-проекта. По оценке учредителей школы, проект можно будет считать успешным, если около 30% выпускников в течение трех лет после окончания школы построят собственное дело. На сегодняшний момент процент выпускников в лучших учебных заведениях Европы и США, начинающих собственное дело, как правило, не превышает 7 процентов.
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов уверен, что «Сколково» выживет: «Есть целый ряд возможностей получить дополнительные ресурсы. Это может быть коалиция с другим образовательным учреждением, прямая поддержка государства, новая мобилизация бизнеса».