ОАО «РЖД», АО «Национальная компания «Казахстан Темир Жолы» и Белорусская железная дорога планируют создать транспортно-логистическую компанию для контейнерных перевозок по железной дороге, говорится в сообщении крупнейшей российской железнодорожной компании. Об этом 15 июня сообщил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин на рабочей встрече глав правительств Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в Санкт-Петербурге.
В качестве основы создания объединенной транспортно-логистической компании предлагается выбрать ОАО «РЖД Логистика» - 100% дочернее общество ОАО «РЖД». Для наделения компании активами и обеспечения паритетного участия сторон (по 33,3%) потребуется провести дополнительную эмиссию акций этой компании.
Со стороны ОАО «РЖД» предлагается внести пакет акций ОАО «ТрансКонтейнер», со стороны АО «Национальная компания «Казахстан Темир Жолы» – акции ряда дочерних компаний, в том числе АО «Казтранссервис» и АО «Кедентранссервис». Со стороны Белоруссии – терминалы, принадлежащие Белорусским железным дорогам в Бресте, а также активы компании «Белинтертранс», принадлежащей Белорусским железным дорогам.
Принимая во внимание, что объединенная транспортно-логистическая компания будет создаваться на базе уже имеющихся и работающих активов, ее создание не потребует от учредителей существенных первоначальных инвестиций, а также отвлечения денежных средств на этапе запуска проекта. Таким образом, проект изначально будет самофинансируемым и рентабельным.
Напомним, что 31 мая в Сочи в рамках VII Международного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520» ОАО «Российские железные дороги», АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» и Белорусская железная дорога подписали соглашение о развитии транспортно-логистической системы Единого экономического пространства. Документ подписали президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, президент АО «Казахстан темир жолы» Аскар Мамин и начальник Белорусской железной дороги Анатолий Сивак.
Согласно подписанному документу, стороны договорились о необходимости объединения усилий и углубления сотрудничества в области развития транспортно-логистической системы на территории России, Казахстана и Беларуси, ориентированной на предоставление качественных и конкурентоспособных услуг в рамках ЕЭП, а в перспективе – на пространстве колеи 1520.
Основными целями развития такой транспортно-логистической системы должны стать стабильное ценообразование за счет согласованной политики в области установления «сквозных» тарифов, выработка единых стандартов услуг.
Для реализации поставленных задач предполагается создание Международной транспортно-логистической ассоциации, которая займется выработкой единой нормативно-правовой базы ЕЭП в области транспорта и совершенствованием системы технического регулирования. Также стороны согласились предпринять совместные усилия по формированию объединенной транспортно-логистической компании на паритетной основе.
ОАО «РЖД» создано 18 сентября 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации № 585. 1 октября 2003 года РЖД приняло от Министерства путей сообщения Российской Федерации (МПС) функции управления железнодорожным транспортом (за МПС остались лишь функции государственного регулирования). РЖД получило 987 предприятий (95 % по стоимости активов ведомства) из 2 046, составлявших систему МПС. Технология перевозок, структура и иерархия управления железных дорог при передаче не изменились. Указом президента от 9 марта 2004 года МПС было упразднено.
Основные направления коммерческой деятельности компании — грузовые и пассажирские перевозки. ОАО «РЖД» владеет 99 % железнодорожных магистралей в России общей протяжённостью 85 тыс. км (исключение составляют ряд железных дорог, управляемых частными компаниями, например, «Норильская железная дорога» и др.), станциями и вокзалами, депо и диспетчерскими системами. По состоянию на конец 2007 года она присутствовала в 79 субъектах России и планировала экспансию ещё в пять.
Также компании принадлежит около 20 тысяч локомотивов (около 90 % всего локомотивного парка), более половины грузовых и большая часть пассажирских вагонов в РФ. Пассажирские локомотивы составляют около 12 %. Часть пассажирских перевозок по сети ОАО «РЖД», в частности, по направлению Москва — Санкт-Петербург, выполняется частными поездами.
«С учетом динамичного развития западных и центральных провинций Китая, реализация данного проекта позволит создать предпосылки для привлечения только в сегменте контейнерных перевозок дополнительного грузопотока в размере до 1 млн ДФЭ к 2020 году. Это составляет около 2% прогнозного контейнеропотока между Европой и Азией», - подчеркнул Владимир Якунин.