Крупнейший в России транспортный концерн «Трансмашхолдинг» пополнил свои производственные мощности. Компания выкупит у Казахских железных дорог 50% в казахском «Локомотивосборочном заводе», который выпускает тепловозы по лицензии General Electric (GE). «Трансмашхолдинг» сможет получить американские технологии и увеличить свое присутствие на рынках Казахстана и Азии.
«Трансмашхолдинг» (ТМХ) подписал рамочный договор о вхождении в состав казахского акционерного общества «Локомотивосборочный завод». Строительство завода обошлось примерно в $120 млн. Таким образом, номинальная стоимость доли может составить не менее $60 млн.
«Локомотивосборочный завод», созданный в 2009 году, на 100% подконтролен Казахским железным дорогам и имеет лицензию на производство тепловозов серии Evolution американского концерна General Electric (стоимость одного локомотива составляет около $6 млн). Мощность завода позволяет выпускать 150 локомотивов в год. До 80 локомотивов будут поставляться на внутренний рынок Казахстана, остальное — на экспорт в страны СНГ и Азии. В России локомотив General Electric эксплуатироваться пока не может, так как он не имеет соответствующей сертификации для использования на сети российских железных дорог.
General Electric Transportation (GETS) является одним из мировых лидеров по производству железнодорожной техники. В 2009 году GE совместно с национальной железнодорожной компанией «Казахстан темир жолы» (КТЖ) открыла локомотивосборочный завод в Астане мощностью 150 тепловозов в год. На заводе собирают магистральные грузовые тепловозы ТЭ33А серии «Evolution» (модель ES44ACI).
Новый тепловоз представляет собой односекционный шестиосный локомотив мощностью 3356 кВт (4 562 л.с.) с 12-цилиндровым четырехтактным V-образным дизелем типа GEVO12. Он оснащен микропроцессорной системой управления с электронным впрыском топлива и бортовой системой диагностики. Максимальная конструкционная скорость — 120 км/час.
Тепловоз предназначен для вождения грузовых поездов на железных дорогах колеи 1 520 мм и климатических районах по ГОСТ 16350. По сравнению с предыдущим поколением тепловозов эти локомотивы снижают вредные выбросы в атмосферу более чем на 40 %, расходы топлива и масел — на 17 %. Это позволяет за весь срок службы тепловоза сэкономить приблизительно 1,1 млн. литров дизельного топлива.
Ключевым элементом цикла сборки локомотива является изготовление рамы тепловоза, освоение которого позволило получить долю казахстанской составляющей в комплектации узлов локомотива до 18%. В дальнейшем на заводе будет освоен выпуск дизельных и генераторных отсеков тепловозов, что позволит довести уровень локализации производства до 34%.
Среднесрочным итогом дальнейшей работы по оснащению предприятия и внедрению новых видов продукции станет освоение производства на собственных мощностях кабин машиниста, рамы тележки тепловоза и запасных частей. В настоящий момент эти узлы поставляются на завод уже в собранном виде. До 2014 года локомотивосборочный завод Астаны планирует выпустить более 400 тепловозов нового поколения серии Evolution, из них примерно треть будет отправлена на экспорт.