Этот пакет был выкуплен у двух российских бизнесменов — Дениса Ершова и Александра Мельника, которым принадлежало 47,5 и 5% акций соответственно. Оба акционера на протяжении долгого времени конфликтовали с третьим совладельцем компании — болгарским бизнесменом Митко Сабевым, который владеет оставшимися 47,5% акций. Сделка по приобретению доли была заключена 15 июня, сумма не разглашалась.
Стоимость приобретенного г-ном Илюмжиновым пакета может составлять порядка $105 млн. исходя из общей оценки компании на уровне $200 млн. Эта оценка учитывает плохое финансовое положение компании — в настоящий момент Petrol убыточна и обременена значительными долговыми обязательствами, поясняет эксперт. По итогам первого квартала чистый убыток Petrol составил $1,7 млн., общий долг — $87,7 млн.
Поэтому покупка доли в компании обусловлена, скорее всего, личными связями г-на Илюмжинова с акционерами Petrol, при этом не исключено, что у нового акционера компании есть понимание того, как можно повысить эффективность, — например, путем оптимизации каналов поставок нефтепродуктов.
Petrol — один из крупнейших игроков розничного рынка Болгарии, ему принадлежит 519 АЗС на территории страны. По итогам 2011 года Petrol занимала 14% розничного рынка. Ее основной конкурент — «Лукойл», занимающий около 30% розничного рынка.
Petrol контролирует все 80 имеющихся в Болгарии нефтебаз и три портовых терминала, в том числе Бургас и Варну, через которые проходят все поступающие в страну нефтепродукты. Кроме того, в Petrol Holding входят гостиницы, платежная система, футбольный клуб, три стадиона, казино, пять самолетов и много других активов.
Бывшая госкомпания Petrol Holding была приватизирована в 1999 году. В 2001 году часть АЗС приобрел «Лукойл», заключив с Petrol договор о поставке нефтепродуктов с принадлежащего ему единственного в стране НПЗ в Бургасе. К 2007 году «Лукойл» был вынужден обратиться в софийский суд из-за неисполнения Petrol взятых на себя обязательств.
Предложения о продаже Petrol в последние годы поступали неоднократно. В частности, в 2010 году покупкой у Petrol сети из 200 АЗС интересовалась «Газпром нефть». Но Petrol находилась в состоянии затяжного конфликта акционеров, в результате чего договориться об условиях сделки не удалось.