Калининградский аэропорт «Храброво» будет продан структурам президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова. На рынке появился новый сильный игрок, считают конкуренты.
Банк «Санкт-Петербург» нашел покупателя на принадлежащие ему 75% аэропорта «Храброво». Переговоры шли с «Базэл аэро», группой «Ренова», «Новапортом» и компанией «Воздушные ворота Северной столицы» (управляющей «Пулково»). Но в итоге актив приобретут структуры, близкие к холдингу «Синдика», владельцем которого является президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков (№ 160 в списке Forbes).
Банк «Санкт-Петербург» получил аэропорт «Храброво» за долги — после банкротства авиакомпании «КД авиа» в 2009 г. (в нее входил и аэропорт). Крупнейшими кредиторами были сам банк (долг порядка 2,7 млрд руб.) и ВЭБ (около 1 млрд руб.). В результате доли банков в «Храброво» распределились согласно долгу — 75 и 25% соответственно. Это непрофильный актив, поэтому переговоры с инвесторами «Санкт-Петербург» вел постоянно. Предположительно, договор о привлечении нового инвестора будет подписан 28 июня на собрании акционеров «Храброво».
Структуры Канокова готовятся получить долю и в другом аэропорте — «Минеральные Воды». Ранее «Ростехнологии», которые передали аэропорт Минвод региональным властям. Сделка будет оформлена через компанию «Кредитинвест»: в 2011 г. она заключила инвестсоглашение с правительством региона.
Аэродром «Храброво» 2 класса, оборудован одной взлётно-посадочной полосой 06/24 класса В длиной 2 500 м и шириной 45 м. Покрытие полосы — асфальтобетон, она позволяет принимать самолёты максимальным взлётным весом 100 тонн (Ту-154, Як-42, Боинг-737 и все более лёгкие).
Является аэродромом совместного базирования — помимо гражданской авиации, используется авиацией ФСБ РФ, МЧС РФ, Минобороны РФ. В частности, здесь базируется 398-я отдельная транспортная эскадрилья Балтийского флота ВМФ РФ (самолёты Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Бе-12, вертолёты Ми-8). В перспективе на базе аэропорта предполагается создать хаб для осуществления перевозок пассажиров из России в страны Западной Европы. В 2008 году число пассажиров, перевезённых аэропортом, составило 1 924 543 человек.
Авиакомпания «КД авиа», которая и владела и управляла Храброво, обанкротилась в 2009 году. Удержать компанию на плаву пытался новый акционер — банк «Санкт-Петербург». При этом региональные власти отказали авиакомпании в любой поддержке, призвав правоохранительные органы разобраться в ситуации.
На тот момент общий долг «КД авиа» составлял 11,73 млрд руб. Главным активом авиакомпании был недостроенный пассажирский терминал, предназначенный для реализации проекта стыковочного авиационного узла. Он должен был обслуживать до 7 млн пассажиров в год.
Позже, в марте 2010 года, региональные власти попытались на конкурсе продать аэропорт компании «ВИП Групп» Мирослава Мельника за 17,4 млн руб. Однако сделка не была завершена. Сейчас 75% акций калининградского аэропорта Храброво принадлежит банку «Санкт-Петербург», 25% — «Внешэкономбанку».
Чистая прибыль аэропорта «Храброво» за 2011 г. составила 17,5 млн руб., выручка – 642 млн руб., пассажиропоток – 1,2 млн человек. У аэропорта Минвод показатели скромнее: выручка за 2011 г. составила 421,5 млн руб., убыток – 49,5 млн руб, пассажиропоток – 966 000 человек. Исходя из этих данных оба аэропорта могут стоить $100 млн, говорит аналитик ИК «Регион» Валерий Вайсберг.