Проконтролировать приватизацию «Архангельского тралового флота» (АТФ) Госдума просит первого вице-премьера Игоря Шувалова. Флот, основным претендентом на который считается группа «Русское море» Геннадия Тимченко и Максима Воробьева, необходимо продать на аукционе, а не на закрытом тендере, утверждают депутаты.
Согласно распоряжению правительства от 21 декабря 2011 года, которым уполномоченным агентом по приватизации АТФ был назначен «Газпромбанк», отчуждение из федеральной собственности 100% флота планируется осуществить в соответствии с законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В письме депутатов комитета по собственности Госдумы на имя Игоря Шувалова отмечается, что действие закона не распространяется на федеральное имущество, которое отчуждается по решению правительства. В письме говорится, что комитет не ставит под сомнение целесообразность осуществления приватизации отдельных объектов по решению правительства, но считает, что «гораздо более прозрачным и способствующим продаже имущества по максимально высокой стоимости является использование конкурсных способов приватизации».
На проведении открытого аукциона настаивает и ряд участников рынка, заинтересованных в покупке АТФ. Они уверены, что при проведении закрытых торгов победителем станет группа компаний «Русское море», 30% которой контролируется структурами Геннадия Тимченко (другим совладельцем являются структуры основателя компании Максима Воробьева). Конкурс с отбором по квалификационным требованиям, предложенный агентом («Газпромбанком»), не подразумевает прозрачности при его проведении, а приоритеты, расписанные в пользу торговых компаний, не имеющих опыта в рыбодобыче, специалистов отрасли ставит в тупик.
«Архангельский траловый флот» — старейший промысловый флот на севере России, основанный в 1920 году. Это самое крупное рыбодобывающее предприятие Архангельской области с коллективом до трех тысяч человек. В составе флота 24 промысловых, одно транспортное и вспомогательные суда.До 14 октября 2004 года Архангельская база тралового флота была государственным унитарным предприятием. В настоящее время — это акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом.
Предприятие сохранило развитую береговую структуру: это база технического обслуживания судов со своими цехами, доком, 300-метровой причальной линией. Есть свой грузовой участок с подъездными железнодорожными путями, складами, двумя холодильниками, вмещающими по 1 000 тонн рыбопродукции. Работает тралотакелажная мастерская.
ОАО »Архангельский траловый флот» — ведущий снабженец области рыбной продукцией. У предприятия собственный рыбоперерабатывающий завод в Маймаксанском порту, который выпускает до 20 наименований разнообразной продукции ежемесячным объемом на три миллиона рублей.
Траулеры АТФ добывают треску, пикшу, сельдь, путассу, скумбрию, мойву и другие виды рыбы донных и пелагических пород. Предприятие предлагает продукцию премиум-класса: языки и щеки трески. Выручка АТФ в 2010 году составила 2,69 млрд руб., чистый убыток — 7,13 млн руб.
Первоначальная оценка АТФ, проведенная летом 2011 года компанией ООО «Центр оценки «Аверс», отобранной Росимуществом по конкурсу, составила 1,2 млрд руб., что в два раза ниже годового оборота компании. При этом основную ценность АТФ представляет наличие у компании самых крупных квот на вылов трески и пикши, стоимость которых должна учитываться при проведении оценки. По оценке аналитиков Росрыболовства, при условии полного освоения квоты стоимость АТФ составляет порядка 4,6 млрд руб.