Акционеры СМАРТС приняли решение распродавать компанию по частям. До сих пор в группу компаний СМАРТС входило четыре ЗАО: «Астрахань-GSM» (100%), «Пенза-GSM» (100%), «Шупашкар-GSM» (100%), «Ярославль-GSM» (100%). Но недавно «для повышения уровня самостоятельности филиалов» собрание акционеров СМАРТС одобрило выделение еще четырех отдельных компаний — в республиках Татарстан, Башкортостан, Ивановской и Волгоградской областях.
Процесс выделения филиалов в ЗАО продолжится. Всего компания может выделить 16 компаний — по числу охватываемых ей субъектов. Конечной целью всех этих изменений является перепродажа активов. Само ОАО из-за рейдерской атаки продаже не подлежит. Все региональные активы СМАРТС оцениваются продавцом в сумму чуть более $400 млн. (стоимость каждого актива варьируется от $10 млн до $60 млн.). Вся компанию в целом оценивается в $300 млн. без учета долга. Общий долг — $110 млн.
На покупку активов частично претендует «Ростелеком», частично — Tele2. Особенный интерес в последнее время проявляет вторая структура. Вполне возможно, Tele2 пытается нарастить собственную капитализацию перед возможной продажей бизнеса. Лицензии СМАРТС покрывают те регионы, в которых сама Tele2 не присутствует. Последнюю интересуют только лицензии СМАРТС.
Сама Tele2 ведет переговоры о продаже своего бизнеса или его части госоператору «Ростелеком». В переговорах фигурировала оценка компании на уровне $3,4—$3,7 млрд. Это цена продавца - «Ростелеком» due diligence не проводил. Ранее Tele2 оценивала свой бизнес исходя из мультипликатора 8 EBITDA, или чуть более $5 млрд. Но сейчас шведы готовы идти на значительные уступки.
Tele2 как оператор, не обладающий достаточно полным лицензионным ресурсом (у компании нет возможности организовать передачу данных на своих сетях), должен оцениваться с дисконтом по отношению к компаниям «большой тройки». Если МТС торгуется с мультипликатором 4,2 к EBITDA, то оценка Tele2 должна быть ниже. Желание Tele2 нарастить капитализацию перед крупной сделкой вполне естественно. СМАРТС действительно может стать хорошим трамплином для компании.
Компания СМАРТС создана в 1991 году как «Средневолжская межотраслевая научно-производственная предпринимательская ассоциация радиосвязь и телекоммуникационные системы». Предприятие занималось продажей автомобильных радиотелефонов системы «Алтай». В 1994 году была преобразована в ЗАО (АОЗТ). 5 марта 2008 года состоялась регистрация смены типа общества из закрытого акционерного общества в открытое акционерное общество «Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем (СМАРТС)».
В феврале 1995 года СМАРТС получает лицензию на оказание услуг связи стандата GSM в Самарской области. Компания вкладывает в развитие сети практически все имеющиеся средства, прекращая заниматься продажей и обслуживанием радиотелефонов, и уже в апреле 1996 года СМАРТС начал предоставлять услуги сотовой связи в стандарте GSM в Самарской области, став одним из первых операторов GSM в России.
В 1997 году начинается коммерческая эксплуатация сети в первом за пределами Самарского области филиале компании в Ивановской области. В 2002 году оператор запускает в коммерческую эксплуатацию сети в Саратовской области, а также республиках Татарстан и Мордовия. В 2003 в коммерческую эксплуатацию запущены сети в республиках Башкортостан, Калмыкия и Марий Эл. Последней, в 2004 году, была запущена в коммерческую эксплуатацию сеть в Ульяновской области.
В настоящее время компания оказывает услуги сотовой связи в стандартах GSM-900 и GSM-1800, услуги местной телефонной связи, услуги передачи данных (CSD и GPRS), услуги передачи сообщений (SMS и MMS), услуги роуминга, услуги междугородной и международной связи, услуги предоставления в аренду каналов связи. Компания предоставляет такие дополнительные услуги как: автоматический определитель номера, запрет определения номера, конференц-связь, ожидание вызова, переадресация вызова, запрет вызова, удержание вызова, голосовая почта и ряд других. Кроме того, компания оказывает сопутствующие сервисные и телематические услуги.
По итогам 2010 года выручка группы составила 5 млрд руб, а чистая прибыль достигла 370 млн руб. Число абонентов СМАРТС на конец 2010 года — более 2,5 млн человек.
Менеджер одного из крупных телеком-операторов считает оценку в $400 млн. несправедливой и утопичной.