Идея создания российско-белорусско-казахского контейнерного оператора становится все более масштабной. Партнером по совместному предприятию может стать латвийский перевозчик Latvijas dzelzcels (Латвийская железная дорога).
В СП могут войти оператор контейнерных площадок Latvijas dzelzcels и терминалы в Рижском порту (какие именно — не ясно). Эти активы позволили бы создать по-настоящему сквозной сервис по транзитной доставке грузов между Европой и Азией.
Идея создать международный логистический оператор появилась в начале года. Логистическая компания позволит занять около 2% контейнеропотока между Европой и Азией, заявлял недавно президент РЖД Владимир Якунин. Но вот структура международного оператора до конца еще не сформирована.
Объединенную компанию планируется создать на базе «дочки» РЖД — «РЖД-логистики». У каждого из акционеров СП будет по 33,3%. На каких условиях в СП может быть привлечена латвийская сторона — не ясно.
Россия, Белоруссия и Казахстан создадут логистическое совместное предприятие (СП) стоимостью более $2 млрд. на паритетных условиях. Каждой стороной могут быть внесены контейнерные активы: вагоны, терминалы.
Согласно проекту создания единого логистического оператора, ОАО «РЖД» внесет на первом этапе 50% + 1 акция ОАО «ТрансКонтейнер», а Белоруссия и Казахстан оплатят свои доли в СП активами и, если потребуется, денежными средствами. При этом «Казахстан темир жолы» (КТЖ) может внести в СП активы своего 100-процентного дочернего предприятия «Казтранссервис», а также «Кедентранссервис» (КТС, 67% принадлежит «ТрансКонтейнеру», 33% - КТЖ). Однако КТЖ для этого должен реализовать опцион на выкуп 17% КТС. Со стороны Белоруссии в капитал логистического оператора могут быть внесены терминал в Бресте и около 3 тыс. ситинговых платформ.
Основой для логистического оператора может стать дочерняя компания РЖД - ОАО «РЖД Логистика». Эта компания пока не имеет активов и занимается лишь организацией логистических сервисов. При этом существует несколько вариантов реализации данного проекта. «РЖД Логистика» может либо провести допэмиссию акций, которую затем выкупят участники СП, либо выкупить активы каждой из участвующих сторон на привлеченные средства с последующим распределением долей в своем капитале.
На создание СП может потребоваться не менее одного года. Кроме того, в соответствии с договоренностями участников, будет сформирована единая расчетная система со сквозными тарифами на услуги. В перспективе РЖД может внести дополнительные активы, а участие в СП будет открыто и для других стран: Украины, стран Балтии и дальнего зарубежья.