Крупнейший российский ритейлер Х5 Retail Group договаривается о покупке ставропольских сетей «Тройка» и «Семья». По итогам сделки Х5 могут достаться все принадлежащие им в крае и Карачаево-Черкесии торговые площади — 12 тыс. кв. м, либо часть магазинов, находящихся в Ставрополе и Невинномысске. До сих пор Х5 не была представлена в Ставропольском крае, где уже работают ее основные конкуренты, и может потратить на вхождение в регион 300—700 млн руб.
Речь идет о приобретении крупнейшей независимой региональной сети магазинов шаговой доступности «Тройка» (27 точек в городах Ставропольского края и Черкесске), а также супермаркетов «Семья» (шесть — в Ставрополе, по одному — в Невинномысске и Буденновске), принадлежащих тем же владельцам — региональным предпринимателям. До сентября в Ставрополе будут закрыты восемь–десять магазинов «Тройка» и несколько супермаркетов «Семья», некоторые точки уже не работают. После реконструкции магазины «у дома» сменят вывески на «Пятерочку».
В конце августа Федеральная антимонопольная служба разместила информацию об удовлетворении ходатайства входящей в Х5 кипрской «Келвин Лимитед» о приобретении 100% акций ЗАО «Тройка-Активы» (Ставрополь). ЗАО зарегистрировано в июне этого года, юрадрес компании совпадает с адресом одного из магазинов «Тройки», одним из ее учредителей был Асхаб Асхабов, он же в базе СПАРК-Интерфакс указан как основной владелец «Тройки».
Сделка укладывается и в стратегию развития Х5 — компания активно покупает региональных продуктовых ритейлеров, переформатируя их магазины под свои стандарты.
Сейчас хороший момент для обеих сторон сделки — региональным игрокам все труднее выдерживать конкуренцию, а Х5 может войти на весьма привлекательный с точки зрения оборота региональный рынок. Оборот розничной торговли на душу населения в Ставрополе больше, чем в Москве — порядка 300 тыс. руб./год. По численности населения город небольшой (менее 400 тыс. жителей), но в региональный центр за покупками активно едут жители близлежащих территорий.
«Тройка» вышла на рынок ритейла в начале 2000-х, открыв в Ставрополе несколько фирменных магазинов. В 2004–2007 годах компания открывала ежегодно несколько магазинов «у дома», а в 2008 года — первый супермаркет под брендом «Семья».
Суммарная торговая площадь сетей в настоящее время — 12 тыс. кв. м (магазины «у дома» — по 200–300 кв. м, супермаркеты — 400–800 кв. м). Ежедневно торговые точки компании посещают более 24,4 тыс. покупателей, выручка ООО «Тройка» за 2011 год — более 1,45 млрд руб. Поставщики «Тройки» заявляют, что финансовых проблем у компании не было, по договорам они платили и платят вовремя.