Совладелец «Русской медной компании» (РМК) Игорь Алтушкин вернул долю в «Енисейской промышленной компании» (ЕПК), владеющей лицензией на Элегестское угольное месторождение, структурам Сергея Пугачева.
О том, что Алтушкин и его партнер по РМК Руслан Байсаров на паритетных началах покупают все 100% ЕПК, стало известно в июне 2011 г. Предположительно, сумма сделки составляла $2,5 млрд.
Сделка разорвана из-за скрытых от покупателей обязательств ЕПК. В декабре 2011 г. «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ, конкурсный управляющий «Межпромбанка») официальным письмом уведомило новых собственников о наличии скрытой задолженности на сумму более 60 млрд руб., которая образовалась еще до покупки ЕПК, но была обнаружена только по итогам проверки деятельности банка уже после сделки. Выплата Пугачевым долгов компании позволила бы возобновить реализацию проекта, однако этот вопрос решен не был. Договор покупки ЕПК был расторгнут в феврале 2012 г. Получил ли назад Алтушкин все уплаченные за ЕПК деньги, в настоящее время остаётся неизвестным.
Летом пост гендиректора ЕПК покинул Байсаров, тогда же он объявил, что «приостановил участие в сделке». Байсаров пояснял, что покинул ЕПК и увел команду по своей инициативе: «Считаю дальнейшее управление компанией бесперспективным». Алтушкин же объявил о выходе из проекта после того, как истекли «обязательства конфиденциальности».
Долги перед «Межпромбанком» — не единственная проблема ЕПК. В октябре 2012 г. железная дорога Кызыл — Курагино в Туве, которая свяжет Элегестское месторождение с Транссибом, была исключена из списка проектов, финансируемых из инвестфонда. Причиной стало неисполнение обязательств инвестора — ЕПК, которая должна была построить часть дороги.
Впрочем, государство не отказывается от участия: в декабре президент Владимир Путин заявил, что власти примут участие в проекте по строительству железной дороги, если это потребуется. По его словам, «месторождение очень перспективное и для внутреннего использования этого угля, который там есть в огромных количествах, и для поставок на экспорт, в том числе в Китайскую Республику».
«Енисейская Промышленная Компания» (ЕПК) предполагает строительство производственного комплекса мощностью до 15 млн. тонн по добыче и обогащению углей Элегестского месторождения. Запасы коксующегося угля Элегестского месторождения − 849,8 млн т. ЕПК должна стать одним из крупнейших производителей коксующихся углей ценных марок на российском рынке, войти в число 5-ти крупнейших производителей коксующего угля в мире и стать одной из ведущих российских компаний по обеспеченности запасами.
Доля ЕПК на рынке коксующихся углей в перспективе должна будет только возрастать, так как отработка запасов действующих угольных шахт по коксующему углю идет ускоренными темпами.
По оценкам Института конъюнктуры рынка угля, к 2015 году дефицит угля особо ценных марок в России составит 10-12 млн.тонн в год, а к 2020 он возрастет до 15-17 млн.тонн в год. По данным ведущих мировых аналитических агентств рост спроса на российский коксующий уголь к 2015 году составит 40%, что приведет к дефициту коксующего угля в размере 30 млн. тонн.
Стратегически выгодное расположение месторождения определит возможность диверсификации поставок коксующего угля потребителям, что позволит избежать привязки к какому-либо конкретному рынку. Привлекательность ЕПК заключается также в высокой эффективности добычи угля на месторождении, которая определяется благоприятными горно-геологическими условиями: месторождение имеет 4 рабочих пласта, 80 процентов угля сосредоточено в основном пласте, мощность которого составляет 6,4 метра, относительно неглубокое залегание угольных пластов, содержание газа – в рабочем диапазоне.
По своим характеристикам, коксующие угли месторождения, осваиваемого ЕПК – одни из лучших не только в России, но и в мире. Лицензию на освоение Элегестского месторождения ЕПК выиграла в 2002 г. Срок строительства угледобывающего комплекса компанией ЕПК на месторождении должен был составить 6 лет. ЕПК планировала добывать 3 млн т угля в год к 2015 г., а к 2030 г. − 12 млн т. строительство железной дороги Кызыл — Курагино в Туве, которая должна связать Элегестское месторождение с Транссибирской железнодорожной магистралью должно было начаться в 2010 г. и завершиться в 2013 г.