Затянувшиеся переговоры владельцев «Морской торговый порт Усть-Луга» с арабской Gulftainer о продаже ей 25% подошли к финалу. Сделка может быть закрыта весной. В преддверии продажи в отставку уже ушел гендиректор основного стивидора порта Константин Соколов. И. о. руководителя назначен его заместитель Андрей Титов, который возглавил компанию временно. Кандидатура постоянного руководителя оператора будет обсуждаться уже с новым совладельцем терминала — Gulftainer.
Переговоры с Gulftainer идут уже больше года, впервые о них было заявлено в сентябре 2011 года. Арабская компания хочет купить 25% ОАО «Транспортно-логистический комплекс» (ТЛК), выделенного из управляющего портом ОАО «Компания «Усть-Луга».
ТЛК были переданы крупнейший в порту многопрофильный комплекс «Юг-2» с автомобильной паромной переправой, а также железнодорожная компания «ПУЛ Транс» и участок (около 103 га) под вспомогательный логистический центр, предназначенный для обработки и хранения накатных, генеральных и контейнерных грузов. ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга» является оператором «Юга-2» и паромного комплекса.
Предполагается, что теперь этими активами, а также логистическим центром будет управлять Gulftainer, которая уже обещала вложить в новый бизнес €192 млн. Сама же компания «Усть-Луга» продолжит работать в качестве заказчика-застройщика, в том числе развивая «Юг-2». После завершения работ общая мощность комплекса по перевалке и хранению составит 4,6 млн тонн грузов и до 450 тыс. автомобилей.
«Юг-2», безусловно, требует эффективного менеджмента, поскольку испытывает достаточно жесткую конкуренцию с другими терминалам, которые перегружают автомобили и расположены по соседству в первую очередь с «Новой гаванью» группы РТЛ, а также с операторами из Большого порта Санкт-Петербурга.
ОАО «Компания Усть-Луга» образовано в 1992 году для реализации проекта строительства на Балтике в Лужской губе Финского залива морского торгового порта Усть-Луга мощностью 180 млн тонн различных грузов в год. Развитие нового российского порта на Балтике ведется в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России», а реализуемая при строительстве порта схема взаимодействия сторон является одним из первых в РФ примеров государственно-частного партнерства.
Сегодня «Компания Усть-Луга» является индустриальным девелопером, что помимо строительства порта предполагает решение задач по обеспечению комплексного социально-экономического развития прилегающей к порту территории. В настоящий момент «Компания Усть-Луга» реализует проекты создания крупного промышленно-производственного узла, транспортно-логистического комплекса, зоны отдыха и туризма, нового города для сотрудников порта и их семей.
17 Октября 2011 года акционеры ОАО «Компания Усть-Луга» приняли решение о реорганизации общества и выделении из его состава ОАО «Транспортно-логистический комплекс» (ОАО «ТЛК»).
В структуру новой организации вошли ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга», ООО «Усть-Лужский складской логистический центр» и ОАО «Порт Усть-Луга транспортная компания» – дочерние организации транспортно-логистического бизнеса ОАО «Компания Усть-Луга». В ведение ОАО «ТЛК» переданы объекты многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2» и основные технические средства, обеспечивающие работу данных объектов. Кроме того, на новую компанию возложены задачи, связанные со строительством и развитием складского логистического центра (СЛЦ) на территории порта Усть-Луга.
После реорганизации ОАО «Компания Усть-Луга» сосредоточила свою деятельность преимущественно на девелоперском бизнесе, включающем комплексное развитие территории, прилегающей к порту Усть-Луга. В структуре общества также остались ОАО «ПортЖилСтрой» (реализует проект строительства нового города), ОАО «Балттелекомпорт» (занимается созданием и развитием внутрипортовой системы связи и телекоммуникаций) и ЗАО «Кингисеппская Экологическая Компания» (решает комплекс экологических вопросов на территории порта Усть-Луга и близлежащих поселений).
Gulftainer Group of Companies имеет более чем 35-летний опыт в эксплуатации морских портов и логистических комплексов. В настоящее время Gulftainer Group управляет двумя современными контейнерными терминалами в эмирате Шарджа и эксплуатирует их от имени администрации портов Шарджи, Объединенные Арабские Эмираты.
Компания управляет крупным сухопутным контейнерным терминалом (35 крытых складских помещений и контейнерное депо), портом в Руваисе (эмират Абу-Даби) от имени Borouge, транснациональной компании по производству изделий из пластмассы. На Коморских островах Gulftainer Group управляет портом Морони на основании концессионного соглашения с правительством Коморских островов, в Ираке — портом Умм-Каср.