В начале февраля 2013 года агрохимический холдинг «Еврохим» Андрея Мельниченко станет владельцем 38,6% обыкновенных акций «Мурманского морского торгового порта» (ММТП), за которые уже заплатил 2,52 млрд руб. Эти бумаги уже на днях поступят на счет депо «Еврохима».
Позднее компания намерена выкупить 9-процентный пакет структур «Альфа-банка» и в ходе оферты миноритариям консолидировать до 48% голосующих бумаг. Дополнительный пакет должен обойтись «Еврохиму» примерно в 600 млн руб.
Владельцем второй половины порта остается «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК), бенефициаром которой также является г-н Мельниченко. В результате структуры Андрея Мельниченко в общей сложности консолидируют 97,5—100% голосующих акций ММТП (73—75% уставного капитала порта). Владельцами привилегированных акций остаются физические лица.
В конце января основной владелец порта — СУЭК — выставил оферту акционерам ММТП по 57,7 руб. за одну обыкновенную акцию (по цене приватизационной сделки). Стоимость, по которой «Еврохим» покупает бумаги, полностью соответствует цене оферты СУЭК.
В конце 2011 года Николай Егоров и Сослан Хоребов продали 63,5% голосующих акций ММТП (47,65% уставного капитала) малоизвестной фирме «Гарсия», которая в свою очередь передала их офшорам. Спустя полгода 24,91% обыкновенных акций (18,68% уставного капитала) из этого пакета оказались на балансе СУЭК, оставшиеся 38,6% остались у офшоров Montague Management и Roman Capital. Именно эти бумаги покупает теперь «Еврохим».
Примечательно, что «Гарсии» ее пакет обошелся в 7,65 млрд руб., СУЭК 24,91% акций достались за 3,136 млрд руб. По сравнению с этими сделками «Еврохим» получил скидку почти в два раза. Приватизационная сделка стала индикатором справедливой стоимости на текущий момент, продать акции дороже третьему лицу продавцы уже не смогли бы.
В октябре 2012 года СУЭК в консорциуме с Alfa Capital Holdings (офшор, аффилированный с «Альфа-банком») выиграла конкурс на покупку госдоли ММТП (34% голосующих акций, 25,5% уставного капитала), предложив 2,2 млрд руб. Сама СУЭК забрала 24,95%, что в совокупности с уже имевшимися у нее бумагами составило 49,86% голосующих акций, Alfa Capital получила чуть более 9%.
«Мурманский морской торговый порт» был основан в 1915 году. Сразу же после своего основания незамерзающий Мурманский порт приобрел для страны стратегическое значение и стал одним из основных российских портов, обеспечивающих внешнеторговые операции. В 30-х годах начинается широкомасштабное освоение Арктики и Мурманск становится базовым портом для отправки научных экспедиций и грузового сообщения с портами арктического побережья.
В годы Великой Отечественной войны мурманские портовики, проявляя героизм, под непрерывными бомбежками принимали и разгружали караваны судов с оружием и продовольствием из США и Англии, ремонтировали разрушенные причалы и поврежденную технику.
После окончания войны порт был возрожден заново. Благодаря освоению природных богатств Кольского полуострова через порт пошли новые грузопотоки: железорудный и апатитовый концентраты, продукция Кандалакшского алюминиевого завода. К 1980 году Мурманский порт стал по грузообороту одним из пяти крупнейших портов страны.
Открытое акционерное общество «Мурманский морской торговый порт» было создано в 1994 году на базе государственного предприятия и в настоящее время является крупнейшим предприятием города Мурманска, а по объему перерабатываемых грузов занимает четвертое место по России и является вторым по величине (после Санкт - Петербургского порта) портом северо-западной части России.
ОАО «Мурманский морской торговый порт» располагает для работы семнадцатью причалами общей протяженностью около 3 000 метров. Длина и глубины у причалов позволяют принимать и ставить под грузовые операции суда с осадкой до 15,5 метров, длиной более 265 метров и дедвейтом до 150 000 тонн. С начала 1999 года порт успешно обрабатывает суда типа «PANAMAX» грузоподъемностью до 80 000 тонн с интенсивностью до 20 000 тонн в сутки.
Порт оснащен современной высокопроизводительной техникой: портальные краны грузоподъемностью до 40 тонн, погрузочная машина для перевалки апатитового концентрата производительностью более 1 000 тонн в час, автопогрузчики грузоподъемностью от 1,5 до 45 тонн. Для осуществления вспомогательных операций имеются в распоряжении тягачи и ролл-трейлеры до 60 тонн, бульдозеры, тракторы и другая техника.
Основные виды деятельности порта: погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах, в том числе выгрузка грузов из транспортных средств (судов, вагонов и автотранспорта), погрузка грузов на транспортные средства, крепление грузов; обслуживание судов; транспортно-экспедиторское обслуживание; накопление и хранение грузов, складские операции с грузами; предоставление услуг аренды, связи, энергоснабжения, водо- и теплоснабжения.