Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'24
85
10 223
II кв.'24
98
2 943
I кв.'24
82
7 995

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ЗПИФ Консорциум.ПервыйЯндекс
5 015
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 568,60  (-28,29%)
803,70  (-12,59%)
5 917,11  (+0,13%)
97 044,30  (+2 595,66%)
3 328,61  (+248,74%)
73,31  (+0,01%)
Источник Investfunds

ОАО РЖД будет управлять парком грузовых вагонов ФГК

После нескольких лет перерыва ОАО РЖД снова станет участником рынка оперирования грузовыми вагонами. Монополия привлечет парк дочерней Федеральной грузовой компании через агентский договор, управлять им будет Центр фирменного транспортного обслуживания ОАО РЖД, получая 1% с продаж.

Аналитики полагают, что схема оттолкнет от ФГК крупных клиентов, последние подтверждают: условия ЦФТО хуже, чем те, что предлагала сама ФГК самостоятельно.

ОАО РЖД и его дочерняя Федеральная грузовая компания (ФГК) заключили агентский договор, по которому монополия будет предоставлять грузоотправителям подвижной состав оператора. Вагоны (более 160 тыс. единиц) останутся в собственности ФГК, но 22% она будет управлять сама.

Оператор продолжит работу за пределами России, но внутри страны предоставлять вагоны будет Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО РЖД. Агентский договор действует до конца 2016 года. По данным знакомых с его содержанием источников "Ъ", вознаграждение ЦФТО составит 1% от объема продаж ФГК, но не более 1 млрд руб. в год без НДС.

По словам вице-президента ОАО РЖД по коммерческой деятельности Салмана Бабаева, схема позволит обеспечить "эффективное использование полувагонов ФГК и оптимизировать логистические схемы порожних вагонопотоков".

О консолидации парка на базе ОАО РЖД в условиях избытка вагонов на рынке и низкой доходности оперирования ими (350-380 руб. в сутки) в монополии говорят давно. По данным источников "Ъ", новый договор должен был вступить в силу с 1 июля, но переговоры ОАО РЖД с дочерней компанией затянулись.

Схема также не нова — монополия уже использовала ее в 2011 году для 120 тыс. вагонов тогда подконтрольной ей Первой грузовой компании. Частные операторы тогда резко критиковали эту практику, утверждая, что она стала одной из причин коллапса на сети.

Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров отмечает, что для ОАО РЖД агентская схема — идеальный вариант консолидации парка, поскольку монополия не несет никаких рисков и имеет гарантированный доход.

Но при этом в ОАО РЖД не раз подчеркивали, что целью проекта является увеличение доходности парка, что невыгодно грузоотправителям, которые хотели бы зафиксировать текущую низкую ставку.

В результате с учетом профицита полувагонов, низких текущих ставок аренды и оперирования и высокого уровня износа парка ФГК крупные клиенты, по мнению эксперта, "примут меры по хеджированию рисков роста ставок".

С одной стороны, поясняет он, грузоотправители будут активнее взаимодействовать с другими операторами, диверсифицируя структуру привлекаемого парка, с другой — увеличат парк в аренде, благо такая возможность сейчас есть в связи с наличием избытка вагонов у ряда лизинговых операторов.

Грузоотправители признают, что условия предоставления вагонов уже ухудшились. "Агентский договор — внутренний договор ОАО РЖД и ФГК, клиенты узнали о нем только 28 июля, и у них не было времени ни разобраться, ни сориентироваться",— говорит один из участников рынка. По его словам, есть два способа перейти на новые отношения с ФГК — подписать трехстороннее соглашение о переуступке стороны по договору или заключить новый договор.

Условия новых договоров хуже, чем раньше: в частности, ЦФТО требует иметь средства на едином лицевом счете, тогда как на рынке приняты различные формы отсрочки. Если прежний договор с ФГК предусматривал недельную отсрочку, новый требует недельной предоплаты, таким образом, цена вопроса — двухнедельные транспортные расходы. Ряд крупных грузовладельцев, говорит собеседник "Ъ", уже рассматривают возможность смены оператора.

Таким образом, уверен источник "Ъ", ОАО РЖД не только ухудшает клиентскую базу ФГК, которую потом будет трудно восстановить, но и забирает парк из конкурентного сегмента, вопреки исходным целям реформы железнодорожного транспорта.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст