После нескольких лет перерыва ОАО РЖД снова станет участником рынка оперирования грузовыми вагонами. Монополия привлечет парк дочерней Федеральной грузовой компании через агентский договор, управлять им будет Центр фирменного транспортного обслуживания ОАО РЖД, получая 1% с продаж.
Аналитики полагают, что схема оттолкнет от ФГК крупных клиентов, последние подтверждают: условия ЦФТО хуже, чем те, что предлагала сама ФГК самостоятельно.
ОАО РЖД и его дочерняя Федеральная грузовая компания (ФГК) заключили агентский договор, по которому монополия будет предоставлять грузоотправителям подвижной состав оператора. Вагоны (более 160 тыс. единиц) останутся в собственности ФГК, но 22% она будет управлять сама.
Оператор продолжит работу за пределами России, но внутри страны предоставлять вагоны будет Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО РЖД. Агентский договор действует до конца 2016 года. По данным знакомых с его содержанием источников "Ъ", вознаграждение ЦФТО составит 1% от объема продаж ФГК, но не более 1 млрд руб. в год без НДС.
По словам вице-президента ОАО РЖД по коммерческой деятельности Салмана Бабаева, схема позволит обеспечить "эффективное использование полувагонов ФГК и оптимизировать логистические схемы порожних вагонопотоков".
О консолидации парка на базе ОАО РЖД в условиях избытка вагонов на рынке и низкой доходности оперирования ими (350-380 руб. в сутки) в монополии говорят давно. По данным источников "Ъ", новый договор должен был вступить в силу с 1 июля, но переговоры ОАО РЖД с дочерней компанией затянулись.
Схема также не нова — монополия уже использовала ее в 2011 году для 120 тыс. вагонов тогда подконтрольной ей Первой грузовой компании. Частные операторы тогда резко критиковали эту практику, утверждая, что она стала одной из причин коллапса на сети.
Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров отмечает, что для ОАО РЖД агентская схема — идеальный вариант консолидации парка, поскольку монополия не несет никаких рисков и имеет гарантированный доход.
Но при этом в ОАО РЖД не раз подчеркивали, что целью проекта является увеличение доходности парка, что невыгодно грузоотправителям, которые хотели бы зафиксировать текущую низкую ставку.
В результате с учетом профицита полувагонов, низких текущих ставок аренды и оперирования и высокого уровня износа парка ФГК крупные клиенты, по мнению эксперта, "примут меры по хеджированию рисков роста ставок".
С одной стороны, поясняет он, грузоотправители будут активнее взаимодействовать с другими операторами, диверсифицируя структуру привлекаемого парка, с другой — увеличат парк в аренде, благо такая возможность сейчас есть в связи с наличием избытка вагонов у ряда лизинговых операторов.
Грузоотправители признают, что условия предоставления вагонов уже ухудшились. "Агентский договор — внутренний договор ОАО РЖД и ФГК, клиенты узнали о нем только 28 июля, и у них не было времени ни разобраться, ни сориентироваться",— говорит один из участников рынка. По его словам, есть два способа перейти на новые отношения с ФГК — подписать трехстороннее соглашение о переуступке стороны по договору или заключить новый договор.
Условия новых договоров хуже, чем раньше: в частности, ЦФТО требует иметь средства на едином лицевом счете, тогда как на рынке приняты различные формы отсрочки. Если прежний договор с ФГК предусматривал недельную отсрочку, новый требует недельной предоплаты, таким образом, цена вопроса — двухнедельные транспортные расходы. Ряд крупных грузовладельцев, говорит собеседник "Ъ", уже рассматривают возможность смены оператора.
Таким образом, уверен источник "Ъ", ОАО РЖД не только ухудшает клиентскую базу ФГК, которую потом будет трудно восстановить, но и забирает парк из конкурентного сегмента, вопреки исходным целям реформы железнодорожного транспорта.