По данным газеты «Ведомости», австрийская OMV до конца года рассчитывает купить долю 24,99% в «Севернефтьгазпроме» (оператор Южно-Русского газового месторождения, оценочные запасы месторождения – 993 млрд куб. м газа) у «дочки» немецкой E.On – Uniper SE – за $1,85 млрд, говорится в сообщениях компаний.
Сделка учитывает также долю в денежных средствах, находящихся на балансе компании на конец 2016 г. (сколько – не уточняется). «Газпрому» в проекте принадлежит 40%, BASF – 35%.
Покупатель в презентации для инвесторов отмечает, что рассчитывает получать по $200 млн в год в виде дивидендов на свою долю и при этом потратить максимально до $20 млн до 2043 г. в качестве инвестиций в развитие месторождения. Первых дивидендов OMV ожидает уже по итогам 2017 г.
Приобретение доли в месторождении позволит OMV получать дополнительно 100 000 баррелей нефтяного эквивалента в сутки (доля OMV в остаточных извлекаемых запасах месторождения составит 580 млн баррелей нефтяного эквивалента).
В итоге производство OMV превысит 400 000 баррелей нефтяного эквивалента в сутки. Кроме того, покупка доли в российском месторождении снизит общую себестоимость производства, приводятся слова гендиректора OMV Райнера Зееле в сообщении пресс-службы.
Uniper же рассчитывает, что продажа поможет решить проблему высокой долговой нагрузки, полагают управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев и замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. На конец III квартала 2016 г. общий долг Uniper с учетом долга аффилированных компаний был $3,7 млрд, следует из отчета компании.
Цена в $1,85 млрд адекватная, считает Гривач. Исходя из этой оценки, можно сказать, что весь «Газпром» недооценен, компания производит в 17 раз больше газа и имеет в 30 раз больше запасов, чем Южно-Русское месторождение, отмечает эксперт. 5 марпта 2017 года на ММВБ компания стоила всего 3,2 трлн руб. (или $55 млрд по текущему курсу).
С точки зрения акционерного участия нет никакой разницы, кто владеет миноритарными долями в Южно-Русском месторождении: у «Газпрома» 50,001% акций общества, и именно он принимает все управленческие решения, отмечает Вахрамеев. OMV будет просто получать стабильный дивидендный поток и получать долю в прибыли, говорит эксперт.
Схема, по которой OMV будет получать дивиденды, совпадает с тем, как это делает сейчас Uniper: от доли в «Севернефтьгазпроме» и от 100% принадлежащего ей трейдера.
Трейдер будет покупать газ у «Севернефтьгазпрома» по себестоимости с учетом маржи, а продавать «Газпрому» – по формульной цене, отмечается в презентации OMV. Формулу компания не раскрывает.
Трейдер OMV будет покупать только 25% от общего производства «Севернефтьгазпрома», говорит представитель OMV, и из денежного потока от продажи газа платить дивиденды. Ежегодная добыча компании – 25 млрд куб. м газа, он транспортируется по газопроводу «Северный поток».
Кроме доли в Южно-Русском газовом месторождении OMV может получить долю участия 24,98% в освоении 4-го и 5-го участков ачимовских залежей Уренгойского месторождения. Взамен OMV допустит «Газпром» к разработке своих месторождений в Северном море и отдаст 38,5% участия в компании OMV (Norge) AS.
После запуска ачимовских залежей (OMV рассчитывает, что это произойдет в 2019 г.) вклад России в производство OMV вырастет до 150 000 баррелей в нефтяном эквиваленте уже к 2025 г., следует из презентации OMV.