По данным газеты «Коммерсантъ», контроль над «Мурманским морским торговым портом» получит «СДС-уголь», входящий в холдинг «Сибирский деловой союз» (СДС) кемеровских бизнесменов Михаила Федяева и Владимира Гридина. В результате «СДС-уголь» сможет существенно сократить свои расходы на перевалку угля и увеличить собственную стоимость в преддверии возможной продажи части компании. Одним из претендентов на нее называли Геннадия Тимченко.
Покупатель 63,5% акций «Мурманского морского торгового порта» (ММТП) на аукционе 2 ноября действовал в интересах компании «СДС-уголь». «СДС-уголь» получит 63,5% акций ММТП (47,55% уставного капитала) от питерского ООО «Гарсия», которое победило в аукционе. Акции продавали Laterium Commercial Limited и Specialized Project Investments B.V., по неофициальной информации, подконтрольные Николаю Егорову и Сослану Харебову. «Гарсия» победила на третьем шаге торгов, предложив за бумаги 7,65 млрд руб.
Учредитель и гендиректор ООО «Гарсия» Антон Учитель подтвердил, что компания выступает лишь агентом «одной из крупных угольных компаний». Передача акций конечному покупателю началась в первых числах декабря, проходит по цене приобретения бумаг на аукционе и должна завершиться примерно через неделю.
«Мурманский морской торговый порт» — крупнейшее предприятие города Мурманска, расположенное на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря. Порт занимает четвертое место по России по объёму перерабатываемых грузов и второе по величине на северо-западе Российской Федерации (после порта в Санкт-Петербурге).
К началу Первой мировой войны в Российской империи на северо-западе действовало два порта — в Архангельске и Санкт-Петербурге. После закрытия Османской империей проливов Босфор и Дарданеллы и блокирования порта в Санкт-Петербурге использовался только порт в Архангельске. Когда навигация зимой в нём прекратилась, то было принято решение строить новый порт. Первые плановые работы начали проводить в конце июня — начале июля 1915 года, а 1 сентября того же года пароход «Дротт» с грузом из Нью-Йорка смог пришвартоваться к временной пристани порта. Первые поезда к порту пошли примерно через год после того, как была построена железная дорога до Кандалакши.
После 1 сентября 1941 года через Мурманский порт начали поставлять грузы в Испанию. В Великую Отечественную войну в порту проиcходила разгрузка караванов судов стран-союзников.
Современный «Мурманский морской порт» — один из крупнейших незамерзающих портов в России — является основой экономики города. Мурманский порт является портом приписки барка «Седов», самого большого парусника в мире. Также к порту приписаны все атомные ледоколы России.
В мае 2007 года было принято решение о создании в мурманском порту свободной экономической зоны. 15-го октября 2010 года Мурманск был официально объявлен особой экономической зоной. Основная цель — создание мощной транспортно-торговой инфраструктуры, привлечение инвестиций и в конечном итоге развитие социальной сферы.
Мурманский порт состоит из трёх частей: Рыбный порт, Торговый порт и Пассажирский. В последние годы наблюдается тенденция вытеснения Торговым портом всех остальных из-за увеличения экспорта каменного угля и ряда других минеральных ресурсов, для приёма и хранения которых Мурманск имеет необходимую инфраструктуру. Значительно уменьшилось поступление рыбы, поскольку её стало выгоднее поставлять на экспорт, а не внутрь страны.
Осенью 2010 года Ассоциация морских торговых портов признала Мурманский торговый порт лучшей российской компанией, которая владеет причалами и осуществляет стивидорские работы.В феврале 2011 года появилась информация, что структуры Геннадия Тимченко, одного из владельцев фирмы Gunvor, покупают Мурманский морской торговый порт за $250 миллионов, однако, позже это было опровержено представителем Тимченко.