По данным газеты «РБК daily», объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и один из крупнейших производителей ледоколов в мире — STX Finland приступили к созданию российско-финского центра арктического судостроения. Еще в конце августа глава ОСК Роман Троценко и президент STX Finland Юха Хейкинхеймо договорились о создании центра арктического судостроения на базе одной из верфей STX Europe. Для этого стороны решили создать СП на базе верфи STX в Хельсинки, на которой сейчас выпускаются пассажирские круизные лайнеры.
Доли партнеров в СП равные, при этом финская сторона оплатит свою долю самими верфями, которые оцениваются в ?300 млн. Со своей стороны ОСК вложит в СП ?2 млн., а также свою долю будущей прибыли. Она оценивается в ?20 млн. ежегодно.
Также в СП может быть внесено 20,4% конструкторского бюро Aker Arctic Technology Inc, входящего в STX Europe. Потребует ли такая сделка дополнительных вложений со стороны ОСК, пока не ясно. Конструкторское бюро не менее важный актив в такой сделке, чем сами верфи, ведь оно обладает уникальным опытным бассейном для испытания судов, в том числе усиленного ледового класса. Также ОСК сможет обеспечить будущий центр заказами, поэтому такое распределение взносов в СП оправданно.
О намерениях разместить заказы на строительство ледового флота уже заявляли и «Совкомфлот», и группа компаний FESCO. Глава «Совкомфлот» Сергей Франк 24 ноября заявил, что судоходная компания намерена к 2013 году пополнить флот двумя дизель-электрическими ледоколами мощностью по 12 МВт каждый для работы на проекте «Сахалин-2». А в целом программа развития «Совкомфлот» предусматривает увеличение числа судов ледового класса, на что до 2015 года планируется направить около $2 млрд.
Кроме того, до конца года Минтранс намерен объявить тендер на строительство универсального атомного ледокола нового поколения. При этом госпрограмма по развитию арктического транспортного флота предполагает до 2020 года поставку около 60 судов ледового класса. ОСК уже заявляла о намерении участвовать в этом тендере Минтранса.
Компания «Aker Yards» начала свою историю в 1970 году с небольшой верфи под названием «Wartsila» расположенной в городке Турку, Финляндия. Но со временем судостроительная верфь пришла в упадок и ее судьбой занялись другие фирмы. В течение нескольких лет поменялось несколько названий и хозяев судостроительной верфи, но в конечном итоге род деятельности не изменился, а накопленный опыт сыграл большую роль в становлении компании «Aker Yards».
С ноября 2008 года крупный промышленный южнокорейский конгломерат «STX Business Group» приобрел контрольный пакет акций судостроительной верфи «Aker Yards» и организация получила новое название «STX Europe». На сегодняшний день объединенная корпорация «STX Europe» является крупнейшей международной судостроительной организацией в Европе. Штаб-квартира находится в Осло, Норвегия, а филиалы верфи «STX Europe» расположены на пятнадцати дочерних предприятиях в различных городах. Отрасли судостроительной организации «STX Europe» довольно развиты, что привело к обширному размещению компании. Компания «STX Europe» предоставляет 16 000 рабочих мест по всему миру.
Деятельность верфи разделена на следующие организации: отделение занимающиеся строительством круизных лайнеров и пассажирских паромов разных типов и находится в городах Helsinki, Rauma, Turku, Финляндия; Lorient, Saint Nazaire, Франция. Другое отделение строит специальные суда для нефтебуровой и газодобывающей промышленности и расположено в городах Rio de Janeiro, Бразилия; Aukra, Brattvaag, Brevik, Langsten, Soviknes, Норвегия; Braila, Tulcea, Румыния; Vung Tau, Вьетнам. Еще одно отделение занимается спуском на воду кораблей и судов для транспортировки разных грузов (контейнеровозы, газовозы, химовозы, танкеры), ледоколов и научно-исследовательских судов, промышленных кораблей и сосредоточено в норвежском городе Floro. Кроме этого судостроительная верфь «STX Europe» владеет тридцатью процентами своих инвестиций в кораблестроительной компании «Wadan Yards» город Wismar, Германия и Николаев, Украина.
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов отмечает, что ОСК под силу выиграть тендер Минтарнса и без верфей STX Finland. «Хватило бы и российских предприятий — Балтийского завода и Адмиралтейских верфей», — отмечает эксперт. Но наличие актива в Финляндии дает ОСК возможность претендовать на заказы западных компаний, добавляет Андрей Фролов. Но, правда, мощности Адмиралтейских верфей ОСК планирует перенести на новую площадку в Кронштадте, а покупка Балтийского завода у Объединенной промышленной корпорации под вопросом.
И, по мнению директора по развитию ИА «Портньюс» Надежды Малышевой, если сделка с финнами состоится, то ОСК может и вовсе потерять интерес к покупке верфей.