По данным газеты «Коммерсантъ», обанкроченный завод «ИжАвто» будет продан с торгов единым имущественным лотом. Это позволит дочерней компании «Сбербанка» ОАГ беспрепятственно купить актив за 3 млрд руб. и затем передать «АвтоВАЗ». Однако, добиться этого было непросто — частные банки-кредиторы, в залоге у которых находится имущество «ИжАвто», предлагали продать его по частям. В этом случае завод был бы разделен на 18–20 отдельных лотов, и в торги за них включились бы сторонние компании, которые могли предложить больше, чем «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ).
Арбитражный суд Удмуртии 29 июля определил правила проведения торгов по продаже активов обанкроченного завода «ИжАвто». Залоговые кредиторы «ИжАвто» дали согласие на продажу имущества завода единым лотом, сообщил конкурсный управляющий Михаил Котов.
Таким образом, консолидация «ИжАвто» с «АвтоВАЗ» перешла в финальную стадию. По схеме, утвержденной еще в конце 2010 года, ОАГ, на 100% принадлежащая «Сбербанк Капитал», выкупит «ИжАвто» на конкурсных торгах в сентябре. Активы предприятия оценены в 1,75 млрд руб., а с учетом дочерних структур — более чем в 3 млрд руб., кредит на эту сумму ОАГ выдаст «Сбербанк».
После того как «ИжАвто» перейдет ОАГ, ее, в свою очередь, купит «АвтоВАЗ». На заводе будут выпускаться машины Renault-Nissan и Lada, сейчас предприятие собирает по лицензии «АвтоВАЗа» «классику» (22,6 тыс. автомобилей за полгода).
Основным кредитором «ИжАвто» является «Сбербанк» — завод задолжал ему 9,2 млрд руб. Из них 5,2 млрд руб. банк переуступил «Ростехнологиям». В начале года госкорпорация уже перечислила «Сбербанк» 2 млрд руб., оставшаяся часть должна поступить осенью, после того как активы завода консолидирует ОАГ. Около 2 млрд руб. банк получит от продажи активов с торгов. Еще 2,4 млрд руб. долга «Сбербанк» спишет.
Решение о продаже завода единым имущественным комплексом является крайне важным, потому что обеспечит сохранение производства на «ИжАвто» и его беспрепятственную передачу «АвтоВАЗ». Но в первую очередь это позволит ОАГ купить завод с торгов по изначально запланированной цене.
Добиться такого решения было непросто — 25 июля его не удалось согласовать с банками, которые держат имущественные залоги, поэтому суд объявил перерыв на четыре дня. Основными залоговыми кредиторами «ИжАвто» являются «Сбербанк», банк «Уралсиб», «Альфа-банк» и «Ак Барс». В залоге у «Сбербанк» находится имущество «ИжАвто» на 3,5 млрд руб., у «Уралсиб» — на 800 млн руб., «Альфа-банк» и «Ак Барс» располагают залогами на 300 млн руб. и 200 млн руб. соответственно.
Банки настаивали на том, чтобы продавать завод по кускам разным собственникам, потому что в принципе могли бы получить большую цену за каждый отдельный лот. Если бы это произошло, то имущество «ИжАвто» было разделено на 18–20 лотов, ОАГ было бы сложно выкупить завод. На продаже предприятия отдельными лотами в первую очередь настаивал «Ак Барс».
Строительство завода «ИжАвто» началось в 1965 году при поддержке Дмитрия Фёдоровича Устинова, бывшего в то время министром оборонной промышленности страны. Первый автомобиль ижевского производства сошёл с конвейера 12 декабря 1966 года — это был «Москвич-408». Все детали и комплектующие автомобиля поставлялись заводом «АЗЛК». С 1967 по 1971 год в строй вводились собственные производственные линии: прессовые и сварочные, установки для окраски кузова, линии конвейеров.
Основные достижения и новые разработки датировались как раз началом семидесятых годов. В дальнейшем наблюдался застой и спад производства вплоть до 2000 года, в котором произошла смена руководства и юридического статуса, после чего объёмы производства выросли и до 2008 года держались относительно стабильно.
В начале 2009 года в результате спада сбыта, вызванного экономическим кризисом, на заводе сложилась крайне тяжёлая ситуация. По состоянию на конец марта завод работал три дня в неделю по шесть часов, но руководство заявляло о возможной полной остановке производства и сокращении 90% сотрудников — около 5 тыс. человек.
В марте 2009 года производство на предприятии было остановлено. В августе этого же года компания подала в Арбитражный суд Удмуртской Республики заявление о банкротстве, и месяцем позднее она была признана банкротом. С 2010 года предприятие начало постепенно «оживать». В августе 2010 года началась расконсервация оборудования после года простоя, начали определяться сроки возобновления производства, модельный ряд и объемы производства.
Основным держателем долга обанкротившегося «ИжАвто» является «Сбербанк». Ранее он получил в качестве вариантов развития «ИжАвто» два бизнес-плана: корейского концерна Hyundai—Kia и альянса «АвтоВАЗ» — Renault—Nissan. Корейцы планировали, что в октябре-ноябре 2010 года на конвейере завода начнется сборка автомобиля Kia Spectra, в середине 2011 года — автомобиля Kia Sorrento. На декабрь был назначен старт крупноузловой сборки грузовиков Hyundai.
Однако 17 декабря 2010 года «Ростехнологии» и подконтрольный им АвтоВАЗ в присутствии премьера Владимира Путина подписали со «Сбербанк» меморандум о покупке долгов и активов обанкроченного автозавода «ИжАвто». В результате «Сбербанк» должен был переуступить «Ростехнологиям» большую часть долга «ИжАвто» — на 5,23 млрд руб. «Ростехнологии» покупают у «Сбербанка» задолженность «ИжАвто» за деньги федерального бюджета. Предполагается, что производство «классики» будет закрыто уже к концу 2011 года, и на мощностях «ИжАвто» сможет начать сборку коммерческих машин альянс Renault-Nissan. В феврале 2011 года суд вновь подтвердил банкротство «ИжАвто» и ввёл конкурсное управление на предприятии.
В 2005 году завод выпустил 52 822 автомобиля. В 2005 было продано 1 810 Kia Spectra, за первые пять месяцев 2006 года — 8 549 автомобилей. В 2006 году завод увеличил производство автомобилей на 23 % — до 65 024 единиц. Выручка компании за 2008 год составила 20,891 млрд руб., чистый убыток — 908 млн руб.