Российские операторы мобильной связи еще до начала экономического кризиса «уперлись в потолок»: им удается стимулировать абонентов больше разговаривать, качать больше информации из интернета и т. д., но это не приносит компаниям дополнительный доход.
Трафик растет, а расходы абонентов на связь прежние. Выручка операторов сейчас в лучшем случае растет на несколько процентов год к году, а в худшем – сокращается.
Если же считать в валюте (к которой привязана стоимость оборудования связи и тем более расчеты за роуминг с зарубежными партнерами), то это сокращение, равно как и незначительный рост, превращается в настоящий обвал. И хуже всего то, что рецептов, как исправить это, нет – не только у российских операторов, но и у зарубежных.
Например, в Италии, где тоже работает Vimpelcom, все мобильные операторы уже не один год теряют деньги в жестких конкурентных боях. Выходом, возможно, станет консолидация, о которой Vimpelcom – владелец третьего по числу абонентов итальянского оператора Wind – уже договорился с № 4, «дочкой» Hutchison Whampoa.
Велик соблазн пересадить итальянскую историю и на российскую почву, тем более что здесь «Вымпелком» – тоже третий, а Tele2 – четвертая и выручка у обоих в отличие от конкурентов сокращается.
Если российская выручка МТС прибавила в III квартале прошлого года 4,7%, а у «Мегафона» осталась на уровне годичной давности, то «Вымпелком» потерял 1% доходов, Tele2 – 4,2%.
Для объединения даже есть повод: норвежский акционер Vimpelcom – телекоммуникационный холдинг Telenor как раз ищет покупателя на свои 33% обыкновенных акций.
Их могла бы купить Tele2 или кто-то из ее акционеров, не находящихся под европейскими санкциями (например, принадлежащий государству «Ростелеком»), и договариваться с российским «Вымпелкомом» уже в новом качестве.
Вопрос только в том, хотят ли Tele2 или ее акционеры платить норвежцам $1,83 млрд (примерно столько стоит сейчас треть Vimpelcom на NASDAQ). Есть подозрение, что не очень.
Тогда можно, например, попытаться договориться о сделке с самим Vimpelcom – тот, к примеру, сам выкупает собственные акции у норвежцев, а потом возвращает часть потраченной суммы, продав Tele2 долю в «Вымпелкоме». Много может быть разных вариантов.
Благодаря такому объединению получился бы лидер рынка и по абонентам, и по выручке, но не в этом суть. Главное – может быть, прекратилось бы наконец падение среднего счета на абонента, от которого страдает весь рынок.
Это в Москве четвертый оператор только появился и цены на связь пока не сильно поехали вниз, а почти во всех других российских регионах уже много лет по 4–5 мобильных сетей, и некоторым из них недоступны никакие виды конкуренции, кроме ценовой. Поэтому скорее всего и МТС, и «Мегафон» не возражали бы против объединения конкурентов.
Вопрос в том, способны ли найти общий язык такие органически разные люди, как Михаил Фридман (его LetterOne владеет 56,2% обыкновенных и 47,9% голосующих акций Vimpelcom Ltd.) и «государственники» – акционеры Tele2.