По данным газеты «Ведомости», стали известны подробности сделки по объединению авиакомпаний «Татарстан» и «Ак барс аэро». Авиакомпании, скорее всего, будут объединены под брендом «Ак барс аэро». Объединение произойдет в 2012 г. Коллектив обеих компаний — в совокупности 600 человек — будет сохранен.
Болгарскому холдингу «Химимпорт» (на паритетных условиях с правительством РТ владеет ЗАО «Татаэро», куда входит АК «Татарстан») достанется 15% в объединенной компании, 10-13% получит правительство РТ, остальное будет у «Ак барса».
Уставный капитал авиакомпании будет доведен до 5 млрд руб. (сейчас суммарный уставный капитал обеих — 3 млрд руб.), при этом вложений болгарских инвесторов не предполагается. Новой компании также достанутся долги «Татарстана», которые на начало 2011 г. составляли почти 1 млрд руб.
Авиапарки двух компаний объединят. Семь Bombardier CRJ200 из парка «Ак барс аэро» будут работать на региональных перевозках, два Airbus-319 «Татарстана» (планируется купить еще три) — на международных. В будущем парк должен пополниться дальнемагистральными самолетами.
Объединенная авиакомпания должна войти в первую десятку авиакомпаний России. В 2011 г. авиакомпании «Татарстан» и «Ак барс аэро» перевезли вместе около 1 млн пассажиров, в 2012 г. ожидается 1,6-1,7 млн.
Акционеры ОАО «Ак барс аэро»: ОАО «Холдинговая компания «Ак барс» (97,16%), генеральный директор компании Петр Трубаев (0,24%). Финансовые показатели (РСБУ, 2010 г.): выручка – 498,1 млн руб. чистая прибыль – 1,3 млн руб.
Акционеры ОАО «Авиакомпания «Татарстан»: минземимущество РТ, «Химимпорт» (по 50%). Финансовые показатели (РСБУ, 2010 г.): выручка – 3,2 млрд руб. чистый убыток – 10,5 млн руб.
Татарстан является совладельцем авиакомпаний «Татарстан» и «Ак барс аэро», и объединять их ранее никто не собирался. Но Россавиация еще в прошлом месяце намекнула на то, что такой шаг был бы лучше, ведь на рынке появится крупный авиаперевозчик. Глава республики Рустам Минниханова сообщил, что в скором времени станет известно окончательное решение о том, произойдет ли слияние компаний.
Напомним, что после объединения у одной из них будет отозван сертификат на эксплуатацию. Сейчас эти авиакомпании не только существуют на одном рынке, но и являются конкурентами, в связи с чем напрашивается вывод, что если и произойдет слияние данных компаний, то оно будет против воли и «Татарстан» и «Ак барс аэро».
Однако, для слияния данных компаний нет предпосылок. Авиакомпании работают по разным бизнес-моделям, у них нет взаимодополняющих маршрутов. «Ак барс аэро» выполняет региональные перевозки, «Татарстан» - среднемагистральные. Усилят ли они свои позиции на авиарынке после объединения — большой вопрос.
Вскоре для всех сотрудников данных компаний станет известно наверняка, произойдет объединение или нет.