Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
57
1 408
II кв.'25
89
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Росхим Газпром нефтехим Салават
3 350
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 685,95  (+31,11%)
1 071,57  (+11,85%)
6 765,88  (+60,76%)
86 938,81  (-354,91%)
2 923,68  (-12,10%)
62,48  (-0,89%)
Источник Investfunds

Обнаружились претенденты на покупку доли в СП «GM-АвтоВАЗ»

26.06.2009, РБК daily

По данным газеты «РБК daily», «АвтоВАЗ» предложил концерну General Motors (GM) выкупить его долю в совместном предприятии «GM-АвтоВАЗ», выпускающем популярные в России Chevrolet Niva. Ответа от GM ждали до 25 июня этого года, но он пока не поступил. У компаний по 41,6% долей в СП, оставшееся — у финансового инстиута «Европейский банк реконструкции и развития» (ЕБРР).

Актив привлекает «АвтоВАЗ» высоким технологическим уровнем площадки. Сама возможность покупки появилась благодаря банкротству GM. Согласно соглашению между акционерами GM-АвтоВАЗ, если один из них окажется несостоятельным, то у партнера есть преимущественное право выкупа его доли.

Но помимо «АвтоВАЗ» на покупку GM-АвтоВАЗ претендует консорциум Magna и «Сбербанк», который, сделав предложение по покупке у GM немецкой Opel, также планирует стать собственником всех активов GM в СНГ (помимо СП это завод GM под Петербургом и GM-Uzbekistan) и получить право на продажу в России автомобилей под маркой Chevrolet. До 2014 года Magna планирует ежегодно продавать в России 350 тыс. машин под маркой Chevrolet и 200 тыс. машин под маркой Opel. Без доступа к активам GM в России планы Magna по развитию продаж весьма туманны.

Однако концерн GM российские активы ненужными не считает и, похоже, не намерен отказываться от работы на нашем рынке. Недавно GM заявил о намерении увеличить количество собираемых моделей на заводе под Петербургом еще на две, явно рассчитывая на увеличение продаж.

27 июня 2001 года представителями General Motors, «АвтоВАЗ» и «Европейский Банк Реконструкции и Развития» было подписано Генеральное рамочное соглашение о создании СП «GM-АвтоВАЗ». Вклад сторон в уставный капитал СП составил $238,2 миллиона: из них со стороны General Motors – $99,1 миллиона денежными средствами и оборудованием (41,61%); «АвтоВАЗ» – $99,1 миллиона интеллектуальной собственностью (патенты, свидетельства и торговая марка на автомобиль НИВА, модель 2121), инженерными системами, зданиями и сооружениями (41,61%); «Европейский Банк Реконструкции и Развития» (ЕБРР) – $40 миллионов денежными средствами (16,78%) и кредит на $100 миллионов.

23 сентября 2002 г. с конвейера СП сошел первый автомобиль – внедорожник Chevrolet NIVA. В 2005 г. было произведено 51 810 автомобилей, в 2006 г. – 47 881, в 2007 г. – 55 052, в 2008 г. - 54 654 автомобиля. Всего с начала производства было продано 290 649 автомобилей, из них примерно 10% - в страны СНГ (данные на 10.04.2009). Общая площадь СП составляет более 142 тысяч квадратных метров. В марте 2009 г. началось производство обновленной версии Chevrolet NIVA.

Выпускаемая «GM-АвтоВАЗ» Chevrolet Niva находится на двенадцатом месте по популярности в России. За январь—май 2009 года этих машин продано 9 856 штук (-53% к аналогичному периоду прошлого года), а непосредственно в мае — 2 377 штук (-45%).

Комментарий

Евгений Богданов из A.T. Kearney Moscow отмечает, что, получив контроль над СП, «АвтоВАЗ» вернет себе фактически свой же автомобиль, к тому же неплохо продающийся. Кроме того, будет устранена конкуренция между марками самого «АвтоВАЗ» и СП.

«У GM на сегодняшний день нет намерений продавать долю в СП GM-АвтоВАЗ», — заявил директор по связям с общественностью российского офиса GM Сергей Лепнухов.