Тянущийся более трех лет конфликт вокруг активов одного из крупнейших производителей кваса в России «Дека» подходит к концу. Окончание спора открывает возможность для продажи «Деки»: ранее за $160 млн этот бизнес была готова купить PepsiCo.
Спор за активы «Деки» тянется с 2009 года, когда два ее акционера Андрей Манский и Константин Баринов, владеющие в то время компанией на паритете, не смогли разделить бизнес. Планировалось, что господин Манский получит 100% «Деки» вместо своих 50% акций в солодовне «Невский берег». Позднее Константин Баринов обвинил партнера в выводе марок «Деки» — «Никола», «Большой квас» и др.— на офшорную компанию «Медиапойнт ЛТД» и добился возбуждения в отношении него арбитражного и уголовного дел (последнее было прекращено).
В 2010 году акции «Деки», в свою очередь, вместе с недвижимостью и землей перешли кредиторам в лице «Сити Инвест банка» (получил около 50% акций при долге 0,384 млрд руб.) и «Промсвязьбанка» (20% акций при долге 1,265 млрд руб.). В дальнейшем банки переуступили акции структурам нефтесервисной компании «Геотек», совладельцем которой выступает партнер Геннадия Тимченко по нефтяному бизнесу Николай Левицкий.
Господин Баринов попытался оспорить переход акций структурам банка. Кроме него о претензиях на 19,66% акций «Деки» заявил также еще один ее экс-совладелец Николай Красенков — он владел этой долей в середине 2000-х годов и через суд потребовал восстановить себя в правах акционера, а также начал добиваться отмены решений собраний акционеров «Деки».
Как следует из базы арбитражных судов, в последние несколько недель господа Баринов и Красенков начали массовый отзыв своих исков к «Деке» и к другим связанным с ней физическим и юридическим лицам. Оба истца смогли договориться о мирном урегулировании конфликта с нынешним мажоритарием «Деки» — «Геотеком». Мировой процесс запущен, но завершится он не раньше второй декады сентября. Константин Баринов получит компенсацию до $7 млн.
История пивоваренного завода «Дека» начинается в 1878 году, когда купцу первой гильдии Г.М. Сметанину было выдано разрешение Новгородской Городской Управы на строительство пивоваренного завода «Богемия». К 1913 году выработка пива составляла 200 000 ведер и 40 000 ведер фруктового меда. Пивом Богемии обслуживался весь рынок Новгородской губернии.
В 1917 году производство пива было приостановлено, завод выпускал только фруктовые напитки (фруктовый мед). В конце 1918 года помещения завода были переданы комитету по продовольствию Новгородской губернии (Губпродкому).
В мае 1924 «Богемия» перешла к новым владельцам, после чего стала кооперативной организацией под фирмой «Пивомедоваренное товарищество «Богемия». В июле 1928 года, после ликвидации Новгородской губернии, Новгорсовет решил вопрос о ликвидации пивомедоваренного завода «Богемия» как самостоятельного юридического лица. А в октябре 1938 года было принято решение о восстановлении пивомедоваренного завода, бывшего «Богемии».
При оккупации Новгорода в годы Великой Отечественной войны «Богемия», как и большинство зданий города, была частично разрушена. Восстановление завершили к III кварталу 1946 года, и мощность предприятия должна была составлять 30 000 гектолитров пива в год.
В 1973 году завод приобрел новые производственные помещения и техническое оснащение, отвечающие всем требованиям того времени. С 1976 по 1986 год он входил в объединение пиво - безалкогольной промышленности. В 1986 году завод был переименован в пиво - безалкогольный завод «Новгородский».
С октября 1992 года предприятие зарегистрировано как Акционерное общество открытого типа «Дека». На «Богемии» и после ввода в строй нового завода вплоть до 1990 года продолжали производить натуральный хлебный квас.
В 2004 году компания начала полную реконструкцию производственных мощностей и помещений завода «Дека», было закуплено и установлено новое современное высокотехнологичное оборудование.
В 2005 году компания возродила производство кваса, чем предопределила свое активное развитие. Первой торговой маркой стал квас «Никола». Производство первой партии кваса состоялось 22 апреля 2005 года. В 2006 году компания «Дека» стала национальной компанией. Летом этого же года, в Нью-Йорк были отправлены первые контейнеры с квасом «Никола». Результаты продаж показали активный интерес потребителей к этому традиционному русскому напитку.
Весной 2009 года компания «Дека» запускает новый бренд «Большой квас». В этом же году «Дека» пополнила портфель брендов новой торговой маркой «Степан Тимофеевич», тем самым усилив свои позиции в Санкт-Петербурге. С октября 2009 года, квас «Степан Тимофеевич» разливается на мощностях компании «Дека», сохранив вкус любимого кваса и усовершенствовав рецептуру.