Российские власти только выигрывают от ограничений, которые США вводят в отношении российских бизнесменов, уверен Дерипаска.
«[Кремль] смотрит как хищник сверху на то, как далеко уедет эта машина. Это огромная возможность для бюрократов получить еще больше игрушек для игры в России, где уже 70% экономики в руках государства», — добавил он.
6 марта 2019 года Минфин США в очередной раз отложил начало действия санкций против ГАЗа — на этот раз до 6 июля 2019 года. Если они вступят в силу, любые партнеры могут попасть под вторичные американские санкции.
«Это приведет к банкротству и национализации [ГАЗа]», — сказал Дерипаска агентству Bloomberg. Но, даже если компания будет национализирована, тысячи сотрудников, скорее всего, потеряют работу, добавил он. В группе ГАЗ работает более 40 тыс. человек, а с учетом цепочки поставщиков «под риском» оказываются еще 360 тыс. сотрудников, указал бизнесмен.
Российское правительство рассматривает различные варианты вывода группы ГАЗ из-под действия американских санкций, говорил в октябре 2018 года вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий промышленность.
«Рассматриваем различные варианты, в том числе и с участием государства, и с участием других потенциальных покупателей», — отмечал он.
«Речь идет о сохранении десятков тысяч рабочих мест. Правительство России, как и правительство любой другой страны, не может бездействовать по вопросу обеспечения занятости граждан», — объяснял Козак.
На встрече с западными журналистами Дерипаска, стоя на проходной завода ГАЗ в Нижнем Новгороде, заявил о готовности уступить контроль в группе, передает Reuters. «Да, как это было сделано с En+», — сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.
Санкции в отношении En+ и подконтрольного ему UC Rusal были сняты в январе 2019 года после того, как Дерипаска снизил долю в холдинге c 70 до 44,95%, а большинство мест в совете получили независимые директора.
«У нас такой же подход [в группе ГАЗ]: снижение моего владения, независимый совет директоров, а затем часть моих акций будет передана в благотворительный траст», — сказал он. По словам бизнесмена, в этом случае его прямая доля в ГАЗе снизится «ниже 48–49%».
Но в отличие от En+ и UC Rusal, который является вторым по размеру производителем алюминия в мире, Минфин США не торопится с решением по группе ГАЗ, потому что это «их не задевает»: ГАЗ работает только в России и у него нет такого веса на мировом рынке.
По его словам, ГАЗ послал свои предложения еще в октябре 2018 года, но ответа не получил. «Они просто исчезли, попросив ГАЗ подождать, поскольку это сложное дело». И сейчас никаких переговоров с Минфином нет, «в этом и проблема», добавил бизнесмен.
По словам Дерипаски, большое количество иностранных поставщиков уже прекратили работу с ГАЗом из-за риска вторичных санкций. Так, с декабря 2018 года ГАЗ уже остановил сборку легких коммерческих автомобилей Mercedes Sprinter немецкой Daimler.
А в марте 2019 года глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович сказал, что из-за санкций компания не могла купить долю в группе ГАЗ и по этой же причине были приостановлены поставки дизельных двигателей немецкого концерна для «Газелей».
Продление сроков введения санкций «не дает полной свободы», и если они не будут сняты, то у ГАЗа «нет шансов выжить», заключил Дерипаска: у завода нет возможностей для развития и для начала производства новых моделей.
Группа "ГАЗ" (ИНН 5200000046) - крупнейший российский производитель коммерческого автотранспорта. В группу входят 13 предприятий в 8-ми регионах РФ, сбытовые и сервисные структуры.
Предприятия группы выпускают лёгкие коммерческие и легковые автомобили, автобусы, большегрузные автомобили, силовые агрегаты и автокомпоненты. Основной акционер компании - машиностроительный холдинг "Русские машины" (владеет 61,05% уставного капитала), который входит в компанию "Базовый элемент" Олега Дерипаски.