По данным газеты «Комерсантъ», Олег Дерипаска подтвердил свои планы войти в совет директоров ГМК «Норильский никель». По словам бизнесмена, это не противоречит его соглашению со вторым крупнейшим акционером компании, Владимиром Потаниным. Предположительно, это действительно была лишь устная договоренность как «знак уважения». Господин Потанин продолжает ее соблюдать, а Олег Дерипаска собирается «встряхнуть» «Норникель».
Господин Дерипаска напомнил, что у него большой опыт работы в металлургическом и горнодобывающем бизнесе и отметил, что у него появится больше времени на активное участие в управлении «Норникелем» после прихода на пост первого заместителя гендиректора «Русала» главы компании En+ Владислава Соловьева. При этом господин Дерипаска заверил, что покидать пост гендиректора алюминиевой компании не собирается.
Однако, смысл договорённости между основными акционерами «Норникель», объявленной в конце ноября 2008 года, по словам Владимира Потанина, заключался в следующем: «Мы считаем, что основные акционеры не должны управлять компанией, и мы не будем входить в новый совет директоров: ни я, ни Дерипаска, ни Вексельберг (Виктор Вексельберг, как и Олег Дерипаска, является совладельцем «Русала»), ни Прохоров (Михаил Прохоров, совладелец «Русала»)».
В настоящее время «Норильский никель» объединяет группу предприятий, возглавляемую Открытым акционерным обществом «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» (ГМК «Норильский никель»). Ранее основная часть современного «Норильского никеля» была известна как «Норильский горно-металлургический комбинат им. А. П. Завенягина» (НГМК). С «Норильским никелем» тесно связана история возникновения одного из самых северных городов мира — Норильска и одной из самых северных металлургических площадок мира — Норильского промышленного района (Большого Норильска).
На конец декабря 2008 года 29,9 % акций компании принадлежало президенту холдинга «Интеррос« Владимиру Потанину, 25 % — компании «Российский алюминий« (UC Rusal) Олега Дерипаски, 5 % — Алишеру Усманову. Капитализация на РТС на 22 января 2007 года — $31,2 млрд.
ГМК «Норильский никель» — это крупнейшая в России и одна из крупнейших в мире компаний по производству драгоценных и цветных металлов. На его долю приходится более 20 % мирового производства никеля, 20% платины, 50% палладия, более 10% кобальта и 3% меди. На отечественном рынке на долю ГМК «Норильский никель» приходится около 96% всего производимого в стране никеля, 55% меди, 95% кобальта.
Доказанные запасы меди и никеля на таймырских месторождениях компании составили (на 31 декабря 2004 года) 8,8 млн т меди, 5,2 млн т никеля, 1994 т палладия и 512 т платины. Группа «Норильский Никель» объединяет две основных производственных площадки расположенных на Таймырском полуострове (города Норильск, Талнах, Кайеркан, Дудинка) и Кольском полуострове (города Мончегорск, Заполярный, посёлок Никель), а также вспомогательные предприятия в разных регионах России.
Источник, близкий к «Интеррос», подтвердил, что формально Олег Дерипаска ничего не нарушал. Письменной договоренности о том, что владельцы «Норникеля» не должны участвовать в совете директоров компании, не было, только устная. По его мнению, «ни в каком встряхивании со стороны Олега Дерипаски «Норникель» не нуждается». «Кроме того, вряд ли такая деятельность входит в функции акционера открытого акционерного общества».
У Олега Дерипаски большой аппаратный вес и личная харизма, говорит знакомый с ситуацией в компании инвестбанкир, но с точки зрения формального управления «Норникелем» его личное присутствие в совете директоров мало что значит — степень влияния акционеров на принятие решений в компании оно не изменит. Учитывая возможное недовольство «Интерроса», причины шага Олега Дерипаски, скорее всего, лежат в его личных взаимоотношениях с Владимиром Потаниным, считает эксперт. Он полагает, что решение господина Дерипаски может быть «реакцией на нарушение какой-то другой договоренности с «Интерросом».