Группа «Онэксим» Михаила Прохорова разочаровалась в очередном проекте. Вместе со «Спутником» Бориса Йордана она отказалась от дальнейшего развития краудсорсинговой платформы Witology. Обе группы вышли из капитала Witology (ООО «Витология»), одним из основателей которого был глава фонда «Общественное мнение» (ФОМ) Александр Ослон, продав почти 50% менеджменту компании.
Гендиректор Witology Александр Малюков уточнил, что был произведен выкуп компании менеджерами — management buy-out. Новым владельцем Witology стало ООО БМКГ («Большая медведица контент групп»), 51% которого принадлежит Юлии Забаровой, 49% — господину Малюкову. «Проект небольшой, консалтинговый, как и в других подобных бизнесах, более логично, чтобы им владел менеджмент»,— пояснил вице-президент «Спутника» Константин Черкасов.
«Онэксим» и «Спутник» инвестировали в Witology $5 млн в феврале 2011 года. В результате той сделки доля основателей Witology — председателя совета Лиги независимых экспертов Сергея Карелова и президента фонда «Общественное Мнение» (ФОМ) Александра Ослона — сократилась до 50,06%, «Онэксим» получил 41%, «Спутник» — 8,94%.
Тогда гендиректор «Онэксима» Дмитрий Разумов заявлял об уверенности «в значительном росте» стоимости компании, а президент «Спутника» Борис Йордан называл проект «проявлением будущего глобального тренда — специализированных соцсетей для решения бизнес-задач».
С точки зрения инвесторов, проект так и не взлетел на тот уровень, который заявлялся: получился небольшой проект, который управляется людьми, а не технологией. Слишком много было акционеров, и у каждого свое видение развития. Инвесторы Witology достаточно опытны и, скорее всего, вышли из компании с учетом своего интереса.
Witology — самый зрелый игрок на рынке технологий для краудсорсинга идей. Но потеря интереса инвесторов может говорить о том, что красивая концепция оказалась более трудной в применении в реалиях российского бизнеса, чем ожидалось. Само приобретение крупным финансово-промышленным инвестором растущего венчурного проекта, как правило, негативно сказывается на его развитии, лишая его гибкости и скорости.
Witology (ООО «Витология») – это российская инновационная компания, предлагающая своим клиентам услуги по решению сложных интеллектуальных бизнес-задач с использованием технологии краудсорсинга.
Witology занимается разработкой краудсорсинговой платформы, позволяющей проводить общественную экспертизу проектов, привлекать к их решению специалистов, оптимизировать бизнес-процессы. На основе собственной методологии и краудсорсинговой площадки Witology компания создает онлайн-сообщества с новыми принципами взаимодействия и обширными возможностями для масштабной коллективной интеллектуальной работы.
На сегодняшний день в продуктивную работу вовлечены сотни тысяч участников, реализовано уже более 30 проектов национального масштаба для таких клиентов как Правительство Москвы, «Азбука Вкуса», «Сбербанк России», Госкорпорация «Росатом», Дирекция железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД», Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов и многих других.
Например, в марте этого года Witology выиграла контракт на оказание услуг правительству Москвы на 17,5 млн руб., а год назад получила договор на 2,7 млн руб. на формирование предложений по проблемам здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Кроме того, в минувшем августе «Сбербанк» сообщил, что закупил у Witology и другой краудсорсинговой компании услуги на 74 млн руб. Более года назад компания вышла на самоокупаемость.
Компания основана в 2010 году. Основатели – Александр Ослон, президент фонда «Общественное мнение», и Сергей Карелов, председатель совета Лиги независимых экспертов в области информационных технологий. Первые инвесторы компании – Группа «Онэксим» и Группа «Спутник».