Основатель интегратора «Энвижн групп» Антон Сушкевич приобрел долю в казанской компании «Автодория». Этот стартап поддерживается и контролируется инвестиционным фондом «Стартобаза», которым владеет Светлана Никифорова, супруга главы Минкомсвязи России Николая Никифорова.
Антон Сушкевич подтвердил CNews покупку 15% «Автодории» у менеджмента компании в январе 2015 г. Сумму сделки инвестор не раскрывает: «Поскольку это молодой стартап на развивающемся рынке, купил недорого», - сказал он.
Сушкевич не захотел рассказать, у кого конкретно он приобрел свою долю в «Автодории». Известно, что с 2011 г. по 2015 г. структура собственников у стартапа изменилась: доля инвестиционной компании «Стартобаза» увеличилась с 40% до 55%.
В то же время казанский инвестор и владелец местного интегратора «Центр» Александр Николаев снизил степень участия в проекте с 60% (в лице своей компании «Центр-Сервис») до 30% (в лице своей компании «Открытые Решения»).
Отвечая на вопрос CNews о возможной скорой продаже доли по мере роста оценки компании, Сушкевич сказал, что как «распорядиться своей долей в компании, покажет время», однако, как он рассчитывает, в перспективе «Автодория» «может стать чем-то большим, чем является сейчас».
Руководительница проектов «Стартобазы» Александра Казакова в переписке с CNews отметила, что подготовка сделки по вхождению Сушкевича в «Автодорию» началась еще в 2013 г.
«Автодория» - вторая заметная инвестиция Антона Сушкевича за последние полгода. В конце января 2015 г. он инвестировал в компанию «Постгрес Профессиональный», российского вендора PostgreSQL. Эта компания объединила всех живущих в России ведущих разработчиков (Major Contributor) СУБД PostgreSQL.
В интеграторе «Энвижн Групп» Сушкевич более не имеет собственности. Свою долю в нем он продал АФК «Система».
«Автодория» занимается разработкой и внедрением одноименной системы фиксации нарушений Правил дорожного движения. Система способна отслеживать появление автомобилей в поле наблюдения своих видеокамер и вычислять среднюю скорость их перемещения между двумя камерами, разнесенными на известное расстояние.
В работе системы использовано «ноу-хау» стартапа: «тяжелое» фотоизображение нарушителей транслируется по беспроводным сетям в ЦОД только в случае зафиксированного превышения скорости, в то время как в режиме работы без нарушений камеры обмениваются передачами коротких текстовых строк.
Сушкевич характеризует «Автодорию» как многообещающий стартап, первым создавший алгоритм объективной фиксации скорости автотранспорта. Эта технология позволит существенно сократить аварийность на дорогах.
«Автодория» - яркий пример успешного казанского ИТ-стартапа. По данным открытых источников, за время своего существования компания заключила 10 госконтрактов на общую сумму 320 млн. руб., причем контракты на сумму 200 млн. руб. были подписаны в 2015 г.
Первый из госонтрактов «Автодории» был заключен в сентябре 2013 г. с Московской областью на сумму 2,1 млн. руб. Свой крупнейший на нынешний момент госконтракт (на 103 млн. руб. ) «Автодория» заключила с Ульяновской областью в феврале 2015 г.
Представители «Автодории» при подготовке этого материала более чем за сутки не смогли ответить на вопросы CNews.
На своем сайте компания сообщает, что ею установлены более 500 видеорегистраторов в 18 российских регионах. Из интервью главы «Автодории» Антона Куховаренко известно, что коммерческая эксплуатация ее системы в конце 2014 г. имела место в Татарстане, Самаре, Пензе, Ульяновске и Московской области. Кроме того, есть ряд регионов, где проведены все необходимые подготовительные работы, и система вот-вот начнет свою работу.
Известно, что «Автодория» сумела снискать поддержку у высших правительственных чиновников. В 2013 г. ее разработка получила одобрение первого вице-премьера Игоря Шувалова. Сообщение об этом опубликовано на сайте Правительства России в отчете о заседании правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
Тогда, заслушав доклад заместителя премьер-министра Татарстана Асгата Сафарова о реализации в республике пилотного проекта фотофиксации, Шувалов поручил «рассмотреть и законодательно закрепить внедрение системы «Автодория» с правом субъектов федерации самостоятельно решать вопрос ее использования».
Наряду с «Автодорией» внимание инвесторов привлекают и иные проекты, возникшие с помощью «Стартобазы». Так, известно, что в конце 2014 г. ее стартап «Стартпак» был приобретен ООО «Сервис плюс», предположительно связанной со старшим вице-президентом «Ростелекома» Андреем Чеглаковым.
«Стартпак» разрабатывает системы управления облачными приложениями (офисными, почтовыми, бухгалтерскими и др.), позволяющими через единый интерфейс пользоваться, управлять доступом и оплачивать SaaS-сервисы различных производителей.
В 2015 г. компания «1С» вошла в состав владельцев компании «Небо», выкупив доли у прежних совладельцев стартапа - «Стартобазы» и инвестиционной компании «БАРС Венчерз». «Небо» создает одноименный сервис онлайн-бухгалтерии nebopro.ru.