Основатель, генеральный директор и мажоритарный акционер логистического оператора СДЭК Леонид Гольдорт в связи с эмиграцией в Израиль хочет продать свою долю в ООО «СДЭК-глобал» (юрлицо СДЭК; у Гольдорта было 55,44%, по данным СПАРК на конец 2020 г.). Об этом рассказал источник в компании – партнере оператора, информацию подтвердил собеседник, близкий к СДЭК. О поиске покупателя на долю Гольдорта от ритейлера, проводившего due diligence активов СДЭК, знает и источник в консалтинговой компании, сотрудничающей с оператором. Интересы Гольдорта в переговорах представляет ООО «Тайга капитал», добавляет источник в партнере СДЭК. Об этиом пишту "Ведомости".
Речь идет о выходе из ООО только самого Гольдорта, другие совладельцы – Вячеслав Пиксаев (37%, по данным СПАРК на июль 2023 г.), Инна Яковлева (6,5% на июль 2023 г.), Евгений Цацура (1%, по данным СПАРК на октябрь 2020 г.) – продавать доли не намерены, добавляет источник. В общей сложности интерес к сделке проявляли 15 контрагентов, добавляет собеседник, близкий к СДЭК.
СДЭК постоянно исследует рынок и стратегические альтернативы, анализирует собственную инвестиционную привлекательность и открыта к стратегическим партнерствам, сообщил Гольдорт через пресс-службу компании, проигнорировав вопрос о продаже собственной доли. Развернутые комментарии по вопросу первичного размещения на бирже он готов давать после того, как решение будет принято, уточнил бизнесмен. Но возможность проведения листинга – не вопрос ближайшего времени, решение о выходе на IPO во многом будет зависеть от рыночной ситуации и множества внутренних факторов, резюмировал Гольдорт.
Переговоры в первом полугодии 2023 г. вели Совкомбанк через своего бывшего председателя правления Кирилла Соколова, «Тинькофф банк», АФК «Система», Qiwi, указывает собеседник в партнере СДЭК и подтверждает близкий к компании источник. Сделкой интересовались «Почта России», Сбербанк, «Делимобиль», а также конкурент компании «Деловые линии», добавляет близкий к СДЭК источник.
Совкомбанк информацию опровергает, заявил представитель банка. АФК «Система» не ведет переговоры о приобретении актива, сказал представитель группы, представитель Qiwi отказался от комментариев. «X5 рассматривает все возможности для развития, в том числе приобретение качественных активов, повышающих стоимость бизнеса, но мы, как публичная компания, информируем все заинтересованные стороны только о совершенных сделках», – сообщил представитель ритейлера. «Деловые линии» не комментируют коммерческие данные и деятельность других участников рынка, сказал представитель компании. Представители «Почты России», Сбербанка и «Тинькофф банка» не ответили на запрос.
Активные переговоры в течение последнего месяца ведет сервис доставки 5post, говорит собеседник в партнере СДЭК, этой компанией через ООО «Корпоративный центр икс 5» владеет нидерландская головная структура X5 Group. 5post занимается логистикой через постаматы и пункты выдачи в магазинах «Пятерочка» и «Перекресток».
«Гольдорт лично рассылал письма с предложением о выкупе его доли контрагентам, иногда письма попадали к непрофильным сотрудникам – например, из отдела маркетинга и продаж», – говорит близкий к СДЭК источник и подтверждает собеседник в партнере логистической компании.
После due diligence Совкомбанк от покупки актива отказался, говорит близкий к СДЭК источник, банк счел актив переоцененным. В целом проблема с оценкой стоимости компании тормозит переговоры, продолжает собеседник. По его словам, из-за низких активов, значительной части пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в лизинге, а также различающихся оценок банкам этот бизнес непонятен, продолжает он. «Активов нет, банки не понимают такие бизнесы», – солидарен собеседник в финансовой компании.
Диапазон оценок СДЭК в ходе due diligence Совкомбанком, «Тинькофф банком», АФК «Система», Qiwi составил от 20 млрд до 25 млрд руб., из этой оценки стоимость доли Гольдорта – 11–13,86 млрд руб., говорит источник в партнере компании. «Дочка» X5 Group оценила компанию выше – в 30–35 млрд руб., добавляет он, информацию о due diligence со стороны ритейлера подтверждает собеседник в консалтинговой компании. Стоимость доли Гольдорта, таким образом, может быть оценена в диапазоне 16,6–19,4 млрд руб.
СДЭК («Служба доставки экспресс-курьер») создана в 2000 г. Гольдортом и Пиксаевым, работает по модели франшизы. На конец первого полугодия 2023 г. СДЭК имела свыше 4300 пунктов выдачи заказов в 31 стране (3800 в России). За январь – сентябрь выручка «СДЭК глобал» по РСБУ выросла год к году на 32,6% до 23 млрд руб., чистая прибыль – почти в 2 раза до 1,18 млрд руб. Активы компании увеличились год к году более чем в 1,5 раза до 20,73 млрд руб. Капитал и резервы на конец сентября выросли на 37% до 3,61 млрд руб., долгосрочные обязательства – на 76,7% до 10,27 млрд руб., краткосрочные – почти на 50% до 6,85 млрд руб. Заемные средства компании по итогам девяти месяцев составили 779 млн руб.
В 2021 г. СДЭК заявила о планах выйти на IPO на горизонте 2–3 лет, писали СМИ. Тогда оценка стоимости компании находилась на уровне $200 млн (около 18 млрд руб.), добавляет источник, близкий к СДЭК. Но оценка по-прежнему непонятна из-за отсутствия реальных активов у компании, добавляет он. У СДЭК одна из самых популярных франшиз ПВЗ на рынке, что затрудняет оценку того, сколько из более чем 4300 ПВЗ их собственные, добавляет собеседник на логистическом рынке.
Ритейлер с крупной логистической системой по всей стране выглядит как более логичный претендент на активы СДЭК, говорит аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова. X5 Group актив может быть интересен с точки зрения развития собственного сервиса по доставке 5post, а также за счет приобретения логистических активов СДЭК, указывает она.
Любая франшиза может быть в сжатые сроки заменена на вертикальную модель, говорит управляющий партнер компании «Некторов и партнеры» Александр Некторов. X5 Group получит возможность для открытия пунктов выдачи СДЭК в магазинах «Пятерочка» и «Перекресток», что предоставит ритейлеру возможность привлекать дополнительный трафик в магазины и обеспечит конверсию в продажи. Для этого, по словам эксперта, может потребоваться складское помещение, которое есть у каждого магазина. В этом случае может возникнуть технический вопрос в части объединения хранения продуктов питания и доставленных клиентам посылок, что в целом решаемо. Если количество ПВЗ СДЭК увеличится таким образом, эта сделка будет способствовать расширению бизнеса, считает Некторов.