Владелец группы «Каскол» Сергей Недорослев фактически стал миноритарием в проекте авиатакси Dexter, который он развивал совместно с Сергеем Генераловым.
Проект авиатакси Dexter стартовал в 2004 году. Основными инвесторами выступили группа «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова и аэрокосмический холдинг «Каскол». К 2011 году компания планировала увеличить свой авиапарк до 100 воздушных судов, однако кризис 2008 года заставил скорректировать планы. Сейчас авиакомпания эксплуатирует восемь самолетов Pilatus PC-12 (швейцарский самолет стоит от $2,15 млн до $3,45 млн., перевозит восемь человек при двух членах экипажа на расстояние до 2 тыс. км).
До недавних пор г-да Недорослев и Генералов владели практически одинаковыми долями в Dexter, однако не так давно доли партнеров перераспределились. Сейчас у Сергея Недорослева осталось только 25% в Dexter, тогда как доля г-на Генералова выросла с чуть более 50 до 75%.
Однако, долю в компании г-н Недорослев не продавал. «При создании авиакомпании у меня было 25%, потом делали эмиссию, и я ее всю выкупил, у меня стало 50% минус одна акция. С Сергеем Генераловым мы вложили $40 млн. Потом были еще эмиссии, которые уже выкупал Сергей Генералов, и у меня стало опять примерно 25%, а у него 75%», — сказал г-н Недорослев. Он пояснил, что г-н Генералов увеличивает свою долю за счет новых вложений в капитал Dexter.
Русская авиакомпания Dexter была создана в 2004 году как реализация идеи аэротакси. Потенциал российского рынка позволял надеяться, что спрос на услуги будет стабильным, тем более что цены на услуги авиакомпании таковы, что их могут себе позволить многие бизнесмены.
В создание Dexter были инвестированы средства компаний «Промышленные Инвесторы» и «Каскол», которые до этого уже имели положительный опыт сотрудничества в сфере гражданской авиации (авиакомпания Velvet).
Безусловно, услуги авиа-такси Dexter направлены, прежде всего, на обеспеченных деловых людей. Пока что в России можно долететь на рейсовых самолетах отнюдь не до любой точки страны, а если и можно, то не факт, что рейс будет в нужное время. Тут то и приходит на выручку деловая авиация. С другой стороны, собственные самолеты может позволить себе разве что «Газпром», для других компаний содержание своего авиапарка будет чрезмерно дорогим удовольствием. С учетом этих двух факторов и строится предложение компании Dexter.
Услуги Dexter – настоящая находка для руководителей компаний, чьи производственные мощности располагаются в удаленных от центра региона. Например, в Сибири. Обычным транспортом из Москвы добраться быстро не получится никак. Помимо деловых поездок, авиакомпания предлагает и быстрый отдых. Скажем, на один день скататься порыбачить в дельту Дона или посетить Соловки.
В самом начале своей деятельности Dexter использовал самолеты отечественного производства М-101Т «Гжель», однако дальность полета на таком самолете составляла не более 1 100 км. Благодаря переходу на швейцарские 8-местные самолеты Pilatus PC-12, дальность полетов увеличилась более чем в 2 раза. Крейсерская скорость самолета Pilatus PC-12 составляет 500 км/ч. Интересно, что самолет был разработан для военной разведки и полиции, однако вполне подошел и под цели бизнес-авиации.
Переходим к самому интересному – к ценам. Авиатакси позаимствовало схему «по счетчику» у городского такси и выиграла. Цена в 160 рублей за 1 км (140 рублей по акциям) понятна потенциальным клиентам и позволяет посчитать свои затраты без обращения в справочную авиакомпании.
В то же время, авиакомпании нет нужды публиковать длинные прайс-листы на многочисленные возможные маршруты, которые все равно не охватят весь спектр потенциальных маршрутов. Цена 160 рублей за 1 км полета – цена за весь самолет вне зависимости от того, сколько пассажиров будет перевезено.
Для корпоративных клиентов (думается, здесь, скорее всего, имеются ввиду постоянные клиенты) разработаны корпоративные тарифы, позволяющие покупать километраж оптом (продажи от 10 000 км и выше).
Dexter настаивает, что за счет снижения косвенных расходов (продолжительное путешествие обычным транспортом, гостиницы и т.п. и т.д.), использование услуг авиа-такси позволит экономить время, но и деньги. Оспорить это утверждение сложно, поскольку случаи бывают разные, но для рекламных целей оно вполне подходит.