По данным газеты «РБК daily», основательница марки одежды Concept Сlub Анна Фаустова стала совладелицей крупной петербургской пекарни и сети кондитерских «Балтийский хлеб — Британские пекарни» (British Bakery).
Чтобы вывести компанию из предбанкротного состояния, в котором она оказалась перед сделкой, новым собственникам, по мнению экспертов, придется преодолеть ряд трудностей.
Во-первых, бизнес потребует сложной модели поставок, во-вторых, компании придется регулярно справляться с убытками, возникающими по вине собственных клиентов.
Анна Фаустова совместно с частным инвестором Михаилом Бондарем приобрели компанию «Балтийский хлеб» и входящую в нее сеть кондитерских «Британские пекарни». Предыдущим собственником бизнеса была частный предприниматель Людмила Зубакова.
Сумму сделки Анна Фаустова не назвала, отметив, что потратила средства, полученные от продажи доли в ретейлере Concept Сlub.
«Стоимость «Балтийского хлеба» меньше его годового оборота, но в целом это сопоставимые величины», — уточнила предприниматель. По ее словам, оборот «Балтийского хлеба» в 2015 году, предшествующем покупке, составил порядка 500 млн руб.
«Мы заплатили деньги за оборот компании, ее бизнес-процессы — договоренности с поставщиками, корпоративными клиентами, арендованные точки продаж, бренд, персонал.
Кроме того, в сделку вошли здание, производственные мощности и кондитерская в Санкт-Петербурге на Большом проспекте Петроградской стороны», — раскрывает А. Фаустова суть покупки.
Вложения будут окупаться достаточно долго — в течение пяти лет, полагает А. Фаустова. Долгий срок окупаемости связан с тем, что «Балтийский хлеб» в момент сделки находился в предбанкротном состоянии.
«В 2008 году компания провалила экспансию на московский рынок, модель бизнеса пекарни перестала быть эффективной, и в итоге «Балтийский хлеб» перестал справляться с долговой нагрузкой. На момент покупки долги компании перед банками составляли около 450 млн. рублей», — уточнила А. Фаустова.
После покупки пекарни инвесторы реструктурировали часть долга и начали работать над расширением бизнеса. Так, в 2016 году «Балтийский хлеб» заработал на треть больше выручки, чем в 2015 — 700 млн руб.
В 2017 году новые собственники не планируют снижать обороты. По оценке А. Фаустовой, компания в конце года должна заработать 900 млн руб. выручки.
В настоящий момент половину доходов «Балтийскому хлебу» приносит продажа продуктов питания через собственную сеть кондитерских British Bakery («Британские пекарни»), располагающихся в основном в арендованных помещениях.
С момента смены собственников компания открыла 5 новых точек, в настоящий момент сеть насчитывает 15 кондитерских. В планах собственников входит открытие еще 10 точек.
«Спрос на заводскую выпечку, продаваемую в гипермаркетах, падает. Покупатели активно переходят на покупку свежеиспеченных изделий в близких к дому розничных точках», — объясняет А. Фаустова планы по развитию розничного бизнеса.
Развитие розничной сети кондитерских, по мнению бывшего главы компании «Любимый край» (производитель печенья) Дмитрия Байкова, сопряжено со специфическими проблемами.
Во-первых, в течение дня необходимо поддерживать максимальный уровень свежести товара на прилавке и в то же время не допускать пустоты на полках.
«Формат кондитерских у дома — это экстремальный фреш, где продукт пользуется высоким спросом всего несколько часов. Необходимо так поставить логистику, чтобы продукт поступал в розницу несколько раз в день в соответствии со всплесками спроса на хлебобулочные изделия. Более того, поставки нужны в таком объеме, чтобы и полки не пустовали, и продукт не сох», — объясняет Д. Байков.
Во-вторых, розничной сети кондитерских необходимо выстроить ценовую политику таким образом, чтобы охватить максимальную аудиторию.
«Если вы будете продавать, условно говоря, только багеты за 80 руб. с колоссальной маржой, то нормальной рентабельности всего бизнеса добиться не получится. Необходимо работать в нескольких ценовых сегментах, чтобы поддерживать как массовый, так и маржинальный поток клиентов», — сказал Д. Байков.
По его словам, большая часть российских менеджеров в розничном хлебобулочном бизнесе пока не накопили достаточно опыта для выстраивания эффективной цепочки бизнес-процессов. «Как с ценообразованием, так и с логистикой у нас пока кто в лес, кто по дрова», — добавил эксперт.
Задачей новых собственников «Балтийского хлеба», по словам А. Фаустовой, является как раз систематизация процессов.
«Бизнесу, когда мы его приняли, не хватало порядка. Сейчас прописываем, регламентируем процессы, ставим систему», — ответила на вопрос о рисках Анна Фаустова.
Кроме розничных сетей, «Балтийский хлеб» зарабатывает на продаже выпечки корпоративным клиентам. «Это приносит нам другую половину выручки. Наши клиенты — в основном крупные компании, такие как кофейни Starbucks, поставщики авиапитания», - уточнила А. Фаустова.
Основной проблемой поставок корпоративным клиентам являются убытки от возврата испортившейся продукции, считает генеральный директор ГК «Дарница» Виктория Устименко.
«Если заказчик не сумел вовремя сбыть часть закупленной у пекарни продукции и она испортилась, в большинстве случаев он имеет право вернуть ее поставщику. Поэтому покупатель часто не заинтересован в оптимальном формировании заказа. Хотя в любом случае все зависит от условий договора», — говорит В. Устименко.
А. Фаустова не считает существенным риск возврата товара клиентами. «Во-первых, такой риск заложен в цену наших изделий. Во-вторых, объемы потенциального возврата ограничены», — объясняет предприниматель.