По данным газеты «РБК daily», консорциум Magna и «Сбербанк» не станет владельцем немецкого автоконцерна Opel, а мечты российских властей о получении западных технологий пока так и останутся мечтами. В ночь с 3 на 4 ноября 2009 года совет директоров General Motors передумал продавать свою немецкую «дочку» консорциуму Magna и «Сбербанк».
Итогом заседания совета директоров GM 3 ноября должно было стать финальное подтверждение сделки по продаже Opel. Вместо этого, в ходе шестичасового обсуждения родилась идея развернуть сделку на 180 градусов. Руководители GM обратили внимание на то, что дела немецкого автоконцерна идут на поправку: в последние месяцы он наращивает продажи и работает в прибыль. Теперь в GM пишут свой собственный план спасения Opel.
Российский премьер Владимир Путин уже выразил удивление этим поступком, который нанёс ощутимый удар по самолюбию российских властей. Ожидавшаяся сделка по покупке 55% Opel активно рекламировалась как возможность получить доступ к западных технологиям и тем самым модернизировать отечественное автомобилестроение. Ожидалось, что производство автомобилей Opel может быть развернуто на мощностях группы ГАЗ, которая выступала индустриальным партнером консорциума Magna и «Сбербанк».
Напомним, что в июне этого года премьер Владимир Путин на встрече с руководителями «Сбербанк» и Magna заявил, что сделка по покупке Opel «должна быть вписана в стратегию развития российского автопрома». В сентябре, когда GM подтвердила сделку, он похвалил ее за «правильный рыночный выбор». «Надеюсь, что это один из первых шагов на пути к реальной интеграции европейской экономики», − отметил он на встрече с членами международного дискуссионного клуба «Валдай».
Для немецких властей действия GM стали ушатом холодной воды. Правительство ФРГ уже потребовало от GM возврата кредита на ?1,5 млрд., выделенного ранее на поддержание работы предприятий Opel. Кроме того, немецкие политики пообещали, что не пойдут GM на уступки в ходе обсуждения плана реструктуризации немецкого автопроизводителя.
Проблемы в Германии у GM могут возникнуть в ближайшее время. По призыву профсоюзов уже сегодня - 05.11.09, работники четырех немецких заводов Opel проведут предупредительную забастовку. Завтра, 06.11, к ним могут присоединиться и рабочие заводов Opel в соседних странах.
Американцы могут закрыть два завода концерна в Германии, а на других предприятиях уволить существенную часть персонала. План Magna − «Сбербанк» предусматривал, что из 50 тыс. сотрудников Opel работу могут потерять не более 10,9 тыс. человек. При этом на Германию должна была прийтись меньшая часть сокращений, о закрытии заводов здесь речь не шла.
Adam Opel GmbH (Opel) — немецкий производитель автомобилей. Компания была основана 21 января 1863 года и приступила к производству автомобилей в 1899 году. В настоящее время Opel является дочерней компанией концерна General Motors. Владеет брендами Corsa, Astra, Vectra и Omega. Продажи Opel/Vauxhall в 2008 году составили 1,459 млн автомобилей. В 2008 году в России было продано 98,8 тыс. автомобилей марки Opel, в январе—апреле 2009 года — всего 15,5 тыс.
04.11.09 пресс-секретарь премьер-министра России Дмитрий Песков завил, что правительство удивлено решением совета директоров американского автогиганта, отметив, что консорциум Magna и «Сбербанк» собирается провести консультации и юридический анализ ситуации.
«Отказ General Motors от продажи завода Opel консорциуму Magna и «Сбербанк» не помешает развитию отечественного автомобилестроения, − признал вице-премьер Александр Жуков. − У нас достаточно проблем с нашим автопромом, чтобы в первую очередь думать о нем».
Неприемлемым как по отношению к Германии, так и по отношению к работникам заводов Opel назвал решение американского автогиганта министр экономики ФРГ Райнер Брюдерле.
Премьер-министр западногерманской земли Гессен (где расположена штаб-квартира Opel) Роланд Кох заявил, что он поражен и одновременно раздосадован. «В свете негативной корпоративной политики GM испытывает большое беспокойство о будущем компании и рабочих предприятия», − отметил он.
Председатель фракции Социал-демократической партии Германии в Бундестаге Франк-Вальтер Штайнмайер фактически обвинил GM в диверсии по отношению к немецким властям, которые несколько месяцев участвовали в подготовке сделки.
«Мы четко дадим понять американскому правительству, что переходный кредит необходимо вернуть» − заявил спикер германского правительства Ульрих Вильхельм, добавив, что канцлер Германии Ангела Меркель наверняка снова обсудит ситуацию вокруг Opel с Бараком Обамой.
«Мы не пойдем назад к GM», − заявил глава производственного совета Opel Клаус Франц.
«Мы с пониманием относимся к решению руководства GM сохранить Opel в составе компании», − заявил соруководитель Magna Зигфрид Вольф.
«Сбербанк» отказался от комментариев.
А вот на ГАЗе не унывают. В статусе группы ГАЗ ничего не меняется, отметила зампредседателя группы ГАЗ Елена Матвеева. «Мы были и остаемся технологическим партнером GM, с которой нас связывают уже долгие отношения, в частности мы сотрудничали по проекту Siber, у нас была рабочая группа по разработке бюджетного автомобиля, − говорит она. − С учетом нашего опыта по глубокой локализации у нас остается взаимная заинтересованность наладить на своих мощностях производство моделей на базе платформ GM». ГАЗ, по ее словам, наиболее перспективный партнер в России для GM.