По данным газеты «Коммерсантъ», в преддверии крупнейшей сделки в истории российского железнодорожного рынка — продажи «Первой грузовой компании» (ПГК) — один из главных претендентов Геннадий Тимченко избавляется от давних партнеров по этому бизнесу. Он намерен выкупить у группы «Н-Транс» 33% в совместной операторской компании «Трансойл», которая подала заявку на ПГК. Взамен владельцы компании «Н-Транс» могут получить до $330 млн и 10% в «Балттранссервисе» (уже подконтролен «Н-Транс»). Сама «Н-Транс» уже выбыла из борьбы за ПГК. Если «Трансойл» победит в аукционе, бывшие партнеры станут прямыми конкурентами.
«Трансойл» и «Балттранссервис» — одни из крупнейших железнодорожных операторских компаний, работающих с нефтеналивными грузами. Геннадий Тимченко и акционеры группы «Н-Транс» Константин Николаев, Андрей Филатов и Никита Мишин — партнеры в этом бизнесе уже более восьми лет.
С этих двух компаний, по сути, начинался частный железнодорожный бизнес. Однако «Трансойл» и «Балттранссервис» почти не конкурировали между собой. «Балттранссервис» обслуживал НПЗ в Рязани, Ярославле (оба принадлежат ТНК-BP) и Нижнекамске («Татнефть»), а «Трансойл» — почти все заводы «Роснефти», а также НПЗ в Киришах («Сургутнефтегаз») и в Омске («Газпром нефть»).
В 2010 году доля «Трансойл» на рынке перевозок нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом составляла 23%, «Балттранссервис» — около 9%. Однако, позиции «Балттранссервис» в последнее время ухудшились. В первом полугодии «Трансойл» увеличил перевозки на 6%, тогда как «Балттранссервис» — снизил на 10%. Грузы перетягивает на себя «Нефтетранссервис» братьев Аминовых — новый игрок, который за последние два года стал одним из крупнейших частных железнодорожных операторов страны.
ООО «Трансойл» было основано в 2003 году. За прошедший период компания успешно прошла впечатляющий путь развития от новичка, предоставляющего услуги транспортировки нефтегрузов, до лидера в сфере комплексного транспортно-логистического обслуживания компаний нефтяной отрасли.
В настоящее время «Трансойл» - крупнейшая частная компания, специализирующаяся на перевозке нефти и нефтепродуктов. Рыночная доля компании в объеме железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов составляет 23,3%. Подвижной парк компании, средний возраст которого порядка 10 лет, включает 29,8 тысяч цистерн; из них 21% адаптирован к круглогодичным перевозкам сырья, это – крупнейший парк цистерн с системой пароподогрева. 36 локомотивов составляют собственный тяговый парк компании.
Сеть представительств и филиалов компании охватывает одиннадцать регионов России. География операционной деятельности компании сосредоточена на стратегических маршрутах перевозки нефти и нефтепродуктов, включая экспортные направления в Китай, Монголию, Финляндию, страны Прибалтики, СНГ и Восточной Европы. Базу клиентов и пользователей услуг «Трансойл» составляют такие крупнейшие компании, как: ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО«АК «Транснефть», ОАО «Востокнефтетранс», ОАО «АК «Транснефтепродукт» и др.
По оценкам участников рынка, весь «Трансойл» может стоить около $1,5 млрд, но акционерам группы «Н-Транс», скорее всего, будет предложено продать долю с дисконтом.
Долю в «Балттранссервис» эксперты оценивают «не дороже $50 млн», отмечая, что Геннадию Тимченко придется доплатить бывшим партнерам $250-330 млн.