По данным газеты «Ведомости», российские власти на ближайшие полтора года отказались от идеи обменяться с Францией акциями «АвтоВАЗа» и Renault. Случись такая сделка сейчас, правительству Франции пришлось бы участвовать в допэмиссии предприятия, чтобы не допустить размывания доли.
О возможном обмене части акций Renault, принадлежащих французскому правительству, на долю в «АвтоВАЗе» рассказал премьер-министр Владимир Путин в конце июня. Это могла бы быть «любопытная кооперация», говорил он после встречи с французским коллегой Франсуа Фийоном.
Однако переговоры продолжения не получили. Вернуться к обсуждению этой сделки чиновники теперь предполагают не раньше конца 2011 — начала 2012 г. Идея такого обмена появилась еще в конце 2009 г. после подписания меморандума об инвестировании в автозавод между основными акционерами «АвтоВАЗ» — «Российскими технологиями», Renault и «Тройкой диалог». Правительство в декабре 2009 г. выделило автозаводу через «Ростехнологии» 40 млрд руб. на погашение долгов. Тогда же было решено, что долг перед госкорпорацией должен быть конвертирован в акции. При этом доля Renault не должна была сократиться ниже 25% плюс 1 акция, а французская компания согласилась инвестировать только €240 млн.
Одним из способов решить эту проблему стало предложение «Ростехнологий» обменять часть долга «АвтоВАЗа» перед ним на часть 15%-ного пакета акций Renault. В таком случае госкорпорация смогла бы конвертировать оставшиеся 13,3 млрд руб. (исходя из котировок Renault на NYSE Euronext на вечер 30 июля, ей досталось бы 3,5% акций французского автоконцерна), а доля Renault размылась бы, но вместе с правительством Франции осталась бы блокирующей.
ОАО «АвтоВАЗ» - самый крупный российский автопроизводитель, находящийся в затяжном кризисе. До сих пор продукция «АвтоВАЗ» не может составить конкуренцию иномаркам. Его продажи растут, лишь когда снижается насыщенность российского рынка популярными иномарками или вводятся высокие пошлины на ввоз иностранных автомобилей. Тем не менее, «АвтоВАЗ» - по-прежнему автогигант, равного которому нет, не только в России, но и в мире: единый комплекс со штатом около 150 тысяч человек, занятый помимо собственно сборки автомобилей их разработкой и производством комплектующих.
Самые массовые модели — заднеприводные ВАЗ-2105 и 2107, переднеприводные Самары-2 и машины «десятого» семейства с Приорами — выпускаются в старых цехах. Здесь же делают и трехдверные полноприводники Лада 4х4 (старая Нива). Еще одна традиционная площадка — опытно-промышленное производство (ОПП), где сейчас собирают пятидверные Нивы и трехдверные хэтчбеки «десятого» семейства. Новому цеху с современным конвейером Eisenmann пока далеко до проектной мощности в 220 тысяч Калин, а от планов строительства еще одного завода на 450 тысяч машин тольяттинцы отказались.
Вряд ли правительство Франции согласилось бы стать акционером «АвтоВАЗа». Ведь это автоматически означало бы участие в допэмиссии, говорит аналитик «Атон» Юлий Матевосов. Правительству Франции было бы сложно объяснить эти траты налогоплательщикам, добавляет Матевосов.