По данным газеты «Коммерсант», вопрос спасения «Дормаша» обсуждался в середине октября 2017 года на встрече врио губернатора Орловской области Андрея Клычкова с директором департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга Евгением Корчевым и руководством «компании-инвестора, которая займется возобновлением хозяйственной деятельности орловского завода». Об этом сообщала пресс-служба Орловского облправительства.
«Вопрос спасения производственных мощностей ЗАО “Дормаш” является одним из наиболее актуальных для нашего региона. На предприятие приходится львиная доля совокупного долга по зарплате», — подчеркнул господин Клычков.
Название компании-инвестора не раскрывалось. Но господин Корчевой пояснил, что готовить завод к запуску будут после банкротства юрлиц «Дормаша» и реализации его имущества. На полную мощность он может выйти к концу 2018 года.
Господин Клычков гарантировал инвесторам региональные налоговые льготы. Источник в региональной власти добавил, что от Минпромторга ожидается направление в рамках госпрограмм на модернизацию «Дормаша» около 500 млн. руб.
Орловские областные власти неоднократно говорили о предстоящем выводе предприятия из кризиса и даже называли его возможных партнеров — белорусское ОАО «Амкодор», но ситуацию это не улучшало.
Теперь возрождать завод планирует тверское АО «Эксмаш», входящее в группу UMG. Об этом рассказали в самом АО.
«Два последних месяца наши специалисты изучают деятельность “Дормаша”, так как акционеры намерены приобрести активы этого предприятия и уже в марте выпустить на нем новую модель экскаватора, — рассказал источник в компании.
— Сейчас формируется рабочая группа совместно с нашими коллегами c рыбинского завода (речь, вероятно, идет об ООО “Литейно-механический завод”, также входящем в UMG), которая будет направлена в Орел».
Обещанных из федерального бюджета 500 млн. руб. на помощь орловскому заводу, по оценкам источника из «Эксмаша», может хватить только на переоборудование предприятия.
Завод «Эксмаш» был основан в 2005 году в Твери для выпуска дорожно-строительной техники. Сейчас он производит колесные и гусеничные экскаваторы, промышленные перегружатели (в том числе уникальные для России тяжелые), мульчеры и технику спецназначения.
Продукцию компания реализует через 15 дилерских центров в России и странах СНГ. Среди заказчиков — МЧС, РЖД и ряд других госструктур. На заводе работает около 200 человек.
По данным Kartoteka.ru, управляет компанией головное ООО «Инвеко» (его возглавляет Дмитрий Барменков), учредитель — московское ЗАО «Траст Сервис», принадлежащее Arrakis Inc. (Сейшелы, 10%) и Investment Alliance Ltd. (Британские Виргинские острова, 90%).
Уставный капитал — 390 млн. руб. Выручка компании в 2016 году составила 1,21 млрд руб., чистая прибыль — 30,22 млн. руб. В группу UMG также входит ООО «Литейно-механический завод» и завод полиграфических машин ООО «Литэкс» (оба юрлица зарегистрированы в Рыбинске Ярославской области).
Завод «Дормаш» ранее поставлял дорожно-строительную технику в 40 стран мира. Выпускал автогрейдеры, бульдозеры, фронтальные погрузчики. По данным Kartoteka.ru, владеет предприятием областное ОАО «Орловская промышленная компания».
Уставный капитал — 70 млн. руб. Выручка компании в 2016 году составила 26,09 млн. руб. (307,6 млн. руб. годом ранее), убыток — 69,5 млн. руб. (175,3 млн. руб. в 2015-м).
«Дормаш» испытывает проблемы еще с 2012 года. В 2015-м финансовые трудности обострились настолько, что долги по зарплате довели до уголовного дела гендиректора Вячеслава Гудкова. Работники добивались зарплаты через суд — например, в декабре 2016 года на выплаты пошли 30 млн. руб., полученные от продажи техники предприятия.
С марта 2017 года ЗАО «Дормаш» находится в конкурсном производстве (иск о банкротстве в 2015 году подало ООО «Интер РАО — Орловский энергосбыт» из-за долга в 4,1 млн. руб.), в конце сентября арбитраж по ходатайству кредиторов продлил процедуру еще на полгода.
На момент последнего собрания кредиторов ЗАО «Дормаш» в августе в реестр требований кредиторов компании было включено 1,3 млрд. руб. Из них 679,9 млн. руб. приходится на подконтрольное ООО «Дормаш-интернешнл», еще почти 466 млн. руб. — на Челябинвестбанк.
ООО «Дормаш-интернешнл» с ноября 2016-го тоже находится в конкурсном производстве. Основным кредитором компании выступает Челябинвестбанк с требованиями в 948,6 млн. руб. Общий объем требований к ООО — чуть больше 950 млн. руб.
Аналитик «Алор брокера» Алексей Антонов полагает, что перезапуск «Дормаша» может затянуться на два-три года.
«Выкуп активов с торгов в процессе конкурсного производства будет выгоден новому собственнику, так как он сможет приобрести их по цене ниже рыночной», — напоминает господина Антонов.
Эксперт подчеркнул, что 500 млн. руб. в рамках подобного предприятия — «сумма небольшая, примерно равная стоимости одного крупного контракта».
«Пока очевидно лишь то, что перезапуск “Дормаша” должен состояться вне зависимости от того, будет ли завод прибыльным или убыточным. Вопрос лишь в сроках, за которые на старом месте удастся наладить новое производство и обеспечить занятость населения», — резюмировал господин Антонов.