По данным газеты «Коммерсант», 29 мая 2018 года Арбитражный суд Пермского края ввел процедуру наблюдения в отношении ООО «Урал Моторс Премиум», бывшего дилера Land Rover и Jaguar в холдинге «УралАвтоИмпорт» (УАИ).
С заявлением в суд обратилось пермское ООО «Бизнес Инвестиции», один из учредителей компаний УАИ. Сейчас дилером брендов Land Rover и Jaguar в холдинге является другое ООО — «Урал Моторс-Премиум», у которого название с первым дилером отличается наличием дефиса.
У первого и второго дилеров схожая структура собственников: 51% долей контролируется топ-менеджментом УАИ, 49% — физлицами, близкими к группе «Ермак».
Собеседник в УАИ подтвердил, что вошедшее в процедуру наблюдения юрлицо сейчас не относится к холдингу и операционную деятельность не ведет. По его сведениям, банкротство дилера является управляемым.
Однако, банкротство бывшего дилера может создать проблемы миноритариям автохолдинга. Дело в том, что в числе кредиторов ООО «Урал Моторс Премиум» значится ПАО «КБ „Урал ФД“».
Согласно материалам Ленинского райсуда Перми, дилер получил в течение 2014–2015 годов несколькими траншами кредит в банке на 107 млн. руб. Кредит был обеспечен залогом — автосалоном УАИ, а также гостиницей «Полет», принадлежащей ИК «Ермак».
Банк свои обязательства по договорам кредитной линии исполнил, однако со стороны заемщика условия договоров были нарушены. Общая сумма задолженности составила 84 млн. руб.
В 2017 году «Урал ФД» в Ленинском райсуде, а затем и в Пермском краевом добился обращения взыскания на объекты залога: здание гостиницы «Полет» площадью 2,8 тыс. кв. м и земельный участок под ней (5,7 тыс. кв. м.), здание автосалона (2 тыс. кв. м) и участок под ним. Для гостиницы была установлена начальная продажная цена в 68,9 млн. руб., для автосалона — 24,1 млн. руб.
ЗАО «Гостиница „Полет“» на 100% акций принадлежит ПАО «ИК „Ермак“», расположено вблизи старого терминала аэропорта Большое Савино. Выручка в 2016 году — 33 млн. руб., чистый убыток — 21 млн. руб. ИК «Ермак» владеет одноименной гостиницей с 2004 года, выкупив бывший актив пермского авиапредприятия на торгах за 14 млн. руб.
Структуры, близкие к ИК «Ермак», стали совладельцами автохолдинга «УралАвтоИмпорт» в конце 2012 года. Тогда холдинг был крупнейшим дилером в Пермском крае, в его портфеле было свыше десяти брендов.
Новый партнер кредитовал дилера, а также предоставил ему в залог недвижимость, чтобы УАИ смог взять кредиты в банках на пополнение оборотных средств. Помимо «Урал ФД», дилер работал со Сбербанком. После нового финансового кризиса у компаний холдинга появились сложности с облуживанием кредитов.
О том, что ИК «Ермак» не планирует добровольно расставаться с предметом залога, может свидетельствовать прошедшее 31 мая заседание совета директоров ПАО. На нем был заслушан отчет гендиректора ПАО Рината Вагизова о совершенных сделках в пользу автокомпаний «УралАвтоИмпорта». Отметим, что совет директоров «Ермака» контролируется, как считается, командой, близкой к экс-депутату заксобрания Андрею Агишеву.
Кроме того, в мае в Арбитражный суд Пермского края поступил иск гендиректора ООО «Фос-Групп» Михаила Злых к ИК «Ермак», ЗАО «Гостиница „Полет“» и «Урал ФД» о признании недействительными сделок по предоставлению в залог недвижимости: здания гостиницы и участка. В 2004 году господин Злых возглавлял ООО «Модный бар», владельцем которого являлось ПАО «ИК „Ермак“».
Отметим, что сама ИК «Ермак» указывает на падающую привлекательность гостиницы «Полет» в связи с недавним открытием нового терминала, расположенного на значительном удалении от отеля.
В отчете ИК за первый квартал года говорится: «базовым сценарием, который можно ожидать в отношении гостиницы, является появление при новом терминале современного гостиничного комплекса».
«Бизнес гостиницы „Полет“, расположенной при старом терминале, неизбежно пострадает при таком развитии событий, и, скорее всего, встанет вопрос изменения профиля деятельности гостиницы (предположительно, на офисный центр)», — пишут авторы отчета.
Пермский отельер Александр Полев считает, что установленная судом начальная цена в 68 млн. руб. за «Полет» — недорого для объекта недвижимости.
«Но что там делать? Кого селить? Гостиница находится на удалении от нового терминала, шаговой доступности там нет. Ее можно перепрофилировать, скажем, в общежитие для летного состава», — полагает эксперт.