По данным газеты «РБК daily», «Элтеза» может стать первой из тридцати трех «дочек» «Российских железных дорог» (РЖД), участвующих в приватизации, которая будет продана частным инвесторам. Как стало известно, компания уже начала тендер по продаже от 25 до 50% минус две акции этой компании, специализирующейся на производстве средств железнодорожной автоматики и централизации. Предложения участвовать в конкурсе направлены мировым грандам — немецкому концерну Siemens, французской Thales и канадской машиностроительной компании Bombardier. Оценочная стоимость «Элтезы» составляет примерно $100 млн.
Напомним, что поиск стратегического инвестора для «Элтезы» стартовал в 2005 году. Тогда РЖД планировали предложить инвесторам от 10% до блокпакета акций предприятия. Но подготовка сделки затянулась. Ближе всего к продаже актива РЖД подошли летом 2008 года. Тогда совет директоров монополии предварительно одобрил продажу блокпакета акций «дочки» на конкурсе. Оценочная стоимость пакета достигала $40 млн. Заявки на покупку акций два года назад подали Bombardier, Alstom, Siemens, а также Alcatel и Finnmechanica.
На этот раз продажа пакета акций «Элтезы» может пройти куда быстрее. Утверждая свою стратегию развития, РЖД договорились об ускоренной процедуре согласования правительством всех решений в рамках плана продаж акций «дочек» монополии.
Предположительно, правительство уже одобрило продажу 25% акций «Элтезы», и теперь для реализации этого пакета частному инвестору достаточно решения совета директоров РЖД, который в принципе может состояться в любое время. Однако для продажи оставшихся 25% минус две акции «Элтезы» требуется дополнительное одобрение правительства России, которого на руках пока нет.
Между тем, на днях состоялась встреча представителей транспортной монополии с концерном Siemens по поводу приватизации «Элтезы» при содействии RCF (Russia) B.V., подразделения инвестиционного банка Rotshild. Судя по всему, именно этот инвестбанк получит право на размещение 50% акций «Элтезы». И не исключено, что «Элтеза» в итоге достанется Siemens, который проявляет явный интерес к этой сделке. Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и Bombardier, чья структура Bombardier Transportation Signal уже давно является стратегическим партнером «Элтезы» по совместному продвижению продукции.
Открытое акционерное общество «Объединенные электротехнические заводы» (ОАО «Элтеза») создано на базе электротехнических заводов, производящих технические средства автоматики и телемеханики для железнодорожного транспорта и является дочерним обществом открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
В состав общества входят «Армавирский электромеханический завод», «Волгоградский литейно-механический завод», «Гатчинский электротехнический завод», «Елецкий электромеханический завод», «Камышловский электротехнический завод», «Лосиноостровский электротехнический завод», «Санкт-Петербургский электротехнический завод», «Санкт-Петербургский завод электротехнического оборудования».
Приказом Народного Комиссариата путей сообщения от 14 мая 1938 года № 322/А на основании постановления Экономического Совета при СНК Союза ССР от 31 марта 1938 года № ЭС-300-1 в системе Центрального управления сигнализации и связи НКПС был организован Трест электротехнических заводов «Сигналсвязьзаводы», который являлся объединением специализированных заводов по производству средств автоматики и связи на железнодорожном транспорте. В состав этого объединения вошли Лосиноостровский и Ленинградский (ныне Санкт-Петербургский) электротехнические заводы.
После Великой Отечественной Войны в связи с большими работами по развитию железных дорог и внедрению средств автоматики приказом Министра путей сообщения от 16 июня 1953 года № 107Ц на основании распоряжения Совета Министров Союза ССР от 11 июня 1953 г. № 7965-р трест был возрожден как Всесоюзный трест электротехнических заводов «Транссигналсвязьзаводы».
В 1987 году электротехнические заводы треста стали основой созданного нового объединения. Приказом Министра путей сообщения от 28 декабря 1987 года № 54Ц во исполнение постановления Совета Министров СССР от 3 декабря 1987 г. № 1377 было создано научно - производственное объединение «Союзжелдоравтоматизация».
Созданное в 2005 году открытое акционерное общество «Объединенные электротехнические заводы» фактически явилось преемником ранее созданных предприятий и объединений по производству средств автоматики и связи для железнодорожного транспорта. В настоящее время общество является основным изготовителем электротехнических средств железнодорожной автоматики и телемеханики.