В прошлом году АвтоВАЗ вернул государству в лице «Ростехнологий» часть своего долга. При этом расплачивался он с госкорпорацией собственными непрофильными активами.
В течение 2012 года АвтоВАЗ продал свои дочерние компании «Автовазтранс», «Завод индустриальных покрытий» (ЗИП), «Автоград-водоканал» (АВК), долю в сызранском автосборочном предприятии «Рослада» и некоторые другие непрофильные активы. Их общая балансовая стоимость на момент сделок составляла 2,6 млрд руб., а выручка от продажи — 5,3 млрд руб.
В «Росладе» АвтоВАЗу принадлежало 15%, эту долю у него выкупил другой совладелец завода, компания «Октябрь». В свое время «Рослада» была вторым по объемам производства (после самого АвтоВАЗа) производителем Lada в России с мощностью 50 тыс. автомобилей в год, однако в 2007 году сборка вазовской продукции там прекратилась. Последние несколько лет предприятие переживало не лучшие времена, но вскоре там может быть налажена сборка китайских грузовиков.
Остальные активы АвтоВАЗ передал госкорпорации «Ростехнологии» (ей принадлежит 28,98% акций автозавода) в счет частичного погашения своих долгов. ЗИП (занимается производством комплектующих и запчастей к автомобилям, принадлежал АвтоВАЗу на 100%) для этой сделки был оценен в 1,965 млрд руб., «Автовазтранс» (теперь уже бывшая 100-процентная транспортная «дочка» автозавода) потянул на 787 млн руб.
Водоканал, который АвтоВАЗ только в 2012 году выделил в 100-процентную дочернюю структуру, ушел за 1,365 млрд руб. Водоканал — не только непрофильное для АвтоВАЗа предприятие, но и стратегический актив, для которых в российском законодательстве существуют ограничения на иностранное владение. Таким образом, его наличие на балансе АвтоВАЗа усложняло участие альянса Renault-Nissan в СП, объяснили в «Ростехнологиях».
В числе непрофильных активов «Ростехнологиям» с баланса АвтоВАЗа достались даже предприятия по переработке мусора. «Некоторые изначально непрофильные активы могут передаваться в другие холдинги и объединяться в новую производственную цепочку, — объясняют в «Ростехнологиях». — Активы, которые предприятиями корпорации не востребованы, будут продаваться на рынке».
В АвтоВАЗе надеются, что их водоканал впишется в структуру «Ростехнологий», у которых есть дочерний холдинг «РТ-Энергоэффективность». Активы, которые не приносили АвтоВАЗу никакой пользы, «Ростехнологии» попытаются вывести на уровень окупаемости или потом реализуют.
В июне 2012 года АвтоВАЗ договорился с «Ростехнологиями» продлить сроки погашения займов на общую сумму 53 млрд руб. до 2032 года. В общей сложности «Ростехнологии» предоставили АвтоВАЗу в 2009—2010 годах 75 млрд руб., часть долга автозавод уже вернул госкорпорации, но опять же не деньгами, а акциями допэмиссии.
ОАО «АвтоВАЗ» — российская автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе.
Ранее выпускал автомобили марки ВАЗ с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока». В настоящее время производит автомобили под торговой маркой «Lada» («Лада»). Кроме того, поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марок ВАЗ, «Lada» и «Ока». Штаб-квартира и основное производство находится в городе Тольятти Самарской области.
На сентябрь 2008 года основные акционеры: Renault (25 %), «Ростехнологии» (25,1 %) и «Тройка диалог» (25,64 %). 12 декабря 2012 года в Москве президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон объявил о создании совместного предприятия с государственной корпорацией «Ростехнологии», под названием Alliance Rostec Auto BV. Данное совместное предприятие будет владеть полным пакетом акций уставного капитала ОАО «АвтоВАЗ».
В 2010 году в России продано 517 147 автомобилей LADA. По сравнению с 2009 годом реализация автомобилей LADA в России выросла на 48 %. По программе утилизации в 2010 году продано 221 584 автомобиля. На экспорт отправлено за 2010 год 41 577 автомобилей.
На 2011 год за всю историю завода произведено более 26 000 000 автомобилей. Около 57 % автопарка России — автомобили марки ВАЗ.
Проектная мощность завода — 660 тысяч автомобилей в год. На 1 февраля 2012 года проектная мощность завода составляет 900 тыс. автомобилей в год.
26 августа 2010 года президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров сообщил, что чистая прибыль «АвтоВАЗ» за январь-июль 2010 года составила 24 миллиона рублей по РСБУ против убытка за аналогичный период 2009 года.