Водки «Зеленая марка» и Parliament в этом году вернулись под контроль российского бизнеса. Купивший их пять лет назад польский алкогольный холдинг Central European Distribution Corporation (CEDC) не смог справиться с ролью лидера водочного рынка России и летом был на 100% консолидирован «Русским стандартом» Рустама Тарико. Сделка позволила россиянину стать вторым по величине производителем водки в мире.
Алкогольный бизнес Рустама Тарико, чье текущее состояние Forbes оценивает в $1,75 млрд, еще в середине 2000-х годов вышел за пределы России. Господину Тарико этого показалось мало. В ноябре 2011 года он купил за $25,4 млн 9,9% торговавшейся на NASDAQ CEDC.
К тому моменту CEDC сделала на российском водочном рынке рекордное количество покупок для иностранной компании: у группы физических лиц она купила водку Parliament и завод по ее производству, у Марка Кауфмана — дистрибутора элитного алкоголя Whitehall и премиальную водку Kauffman, у группы «Промышленные инвесторы» — лидера водочного рынка группу «Русский алкоголь» с брендами «Зеленая марка», «Журавли», «Маруся», а также с тремя заводами по выпуску водки и заводом слабоалкогольных напитков. Потратив на все эти активы около $1,8 млрд, сделавшие ее крупнейшим производителем водки в России (CEDC занимала до 15% российского рынка водки), менеджмент холдинга не смог справиться с управлением.
На момент появления Рустама Тарико в CEDC компания уже была нерентабельной. За третий квартал 2011 года производитель, чей долг достигал $1,3 млрд, получил чистый убыток $839,9 млн, а его капитализация в 2011 году упала почти в шесть раз. К осени 2011 года CEDC стоила всего $350 млн. Компания оказалась на пороге банкротства. Владелец «Русского стандарта» решил воспользоваться ситуацией и взять под свой контроль холдинг. На это у него ушло более полутора лет. Сопротивление предприниматель получил от членов совета директоров польской компании, которые не хотели давать ему больших полномочий в управлении бизнесом в рамках плана по реструктуризации долга.
Еще одним барьером на пути Рустама Тарико стала инвесткомпания А1 (входит в «Альфа-групп»), которая в марте 2013 года предложила совету директоров CEDC альтернативный план реструктуризации долга. В качестве соинвесторов А1 готовы были поучаствовать один из акционеров CEDC Марк Кауфман и группа SPI (водка Stolichnaya) Юрия Шефлера. Претендовала на CEDC А1 всего месяц: она выбыла из борьбы после того, как договорилась с «Русским стандартом» о том, что предоставит ему кредит на $100 млн, который позволит ей в будущем получить до $52,1 млн в виде процентов и прочих выплат.
В марте прошлого года CEDC, не сумев выплатить $310 млн держателям облигаций, объявила о своем банкротстве. Кредиторы компании, а позднее и американский суд поддержали план реструктуризации господина Тарико, по которому он получил 100% компании, а кредиторы — возможность вернуть в будущем примерно половину своих средств. Сделка, которая обошлась Рустаму Тарико примерно в $440 млн, была закрыта в начале июля. В итоге российский бизнесмен стал не только крупнейшим производителем водки в России, но и вторым — после компании Diageo — в мире с объемом выпуска 24 млн дал в год.
Основная задача Рустама Тарико теперь состоит в налаживании эффективной работы доставшегося ему бизнеса. Делать это ему предстоит в непростых рыночных условиях.
Алкогольный холдинг «Русский Стандарт» - одна из наиболее успешно развивающихся частных компаний в России с деловыми интересами в сфере производства и дистрибьюторства премиальных алкогольных напитков. Алкогольный холдинг «Русский Стандарт» представлен двумя компаниями:«Русский Стандарт Водка» и «РУСТ Инк.»
Компания «Русский Стандарт Водка» – мировой лидер по производству премиальной русской водки. Ежегодно компания продает 2,5 миллиона коробов в России и более 75 странах Европы, Америки и Азии.
Компания «Руст Инк.» является крупнейшим дистрибьютором премиальных алкогольных напитков в России. «Руст Инк.» осуществляет дистрибуцию водки «Русский Стандарт», а также является эксклюзивным импортером и дистрибутором таких известных алкогольных брендов, как Remy Martin, Piper Heidsieck, Cointreau, St Remy, Metaxa, Offley, Jagermeister, Whyte & Mackay, Dalmore и других брендов.
CEDC - крупнейший польский производитель водки. В портфель компании входят такие бренды как Absolwent, Zubrowka, Bols и Soplica. В декабре 2009 года CEDC стала владельцем 100% пакета акций Группы компаний «Русский Алкоголь», производителя водки «Зеленая Марка» - бренда номер один в России, наряду с водкой «Журавли» - еще одним ходовым брендом водки суб-премиум сегмента в России. В России активами CEDC также являются Группа компаний «Парламент» и «Whitehall».
В 2011 году четыре завода CEDC произвели 13,7 млн дал, или 15,9% всей российской водки. Холдинг CEDC является лидирующим национальным дистрибьютором алкогольных напитков в Польше, а также ведущим импортером алкоголя в Польшу и Венгрию. В Польшу, CEDC импортирует множество крупных мировых брендов, включая Carlo Rossi Wines, Concha y Toro, Metaxa Brandy, Remy Martin Cognac, Guinness, вина Sutter Home wines, Grant's Whisky, Jagermeister, E&J Gallo, Jim Beam Bourbon, Sierra Tequila, Teacher's Whisky, Campari, Cinzano, Skyy Vodka и Old Smuggler.
По данным на сентябрь 2012 года, CEDC была лидером российского водочного рынка с долей 12%. По итогам 2011 года CEDC получила чистый убыток в $1,3 млрд, выручка составила $1,8 млрд. Консолидированная выручка компании за девять месяцев 2012 года — $1,1 млрд., чистая прибыль — $8,3 млн. Общая задолженность компании оценивается в $1,3 млрд.