По данным газеты «Коммерсантъ», 21 февраля 2012 года стало известно, что у ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП) появился новый совладелец — подконтрольная Андрею Мельниченко «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК). Официально она приобрела 18,68% уставного капитала или 24,9% голосующих акций ММТП.
Накануне ММТП объявил, что еще в середине февраля у него появились новые совладельцы. Это три офшора: Mollie Ventures (18,68% от уставного капитала), Montague Management (16,29%) и Roman Capital Holdings (12,68%). В сумме им принадлежит 47,65% от уставного капитала (38,6% голосующих акций).
Прежние частные владельцы ММТП (Laterium Commercial Limited и Specialized Project Investments B.V., по неофициальной информации, подконтрольные Николаю Егорову и Сослану Харебову) продавали 47,55% от уставного капитала компании (около 63,5% голосующих акций). Победителем аукциона в ноябре прошлого года стало неизвестное питерское ООО «Гарсия», предложившее за пакет 7,65 млрд руб. (около $255 млн).
В декабре учредитель и гендиректор «Гарсии» Антон Учитель говорил, что его компания выступает агентом «одной из крупных угольных компаний», но отказывался сообщить ее название. Предположительно, «Гарсия» действовала в интересах компании «СДС-уголь», входящей в холдинг «Сибирский деловой союз» (СДС) кемеровских бизнесменов Михаила Федяева и Владимира Гридина.
Однако, в январе появилась информация о том, что сделка с СДС сорвалась и новым покупателем порта станет СУЭК. 21 февраля несколько источников уверенно заявили, что акции ММТП купила СУЭК и назвали сумму сделки — $260 млн. СДС решил не покупать из-за сложного технического состояния порта. Пакет был разделен на три части, чтобы было менее чем по 20% и не пришлось получать одобрения ФАС.
В дальнейшем часть акций или все они могут быть перепроданы, например, приобретателю госпакета ММТП. Государство владеет 25,5% акций ММТП и планирует приватизировать их в 2011-2013 годах, но пока сроки и форма продажи не определены. В конечном итоге ММТП может достаться структурам Геннадия Тимченко, которые, по неофициальной информации, уже проявляли интерес к порту.
Мурманский морской торговый порт был основан в 1915 году. Сразу же после своего основания незамерзающий Мурманский порт приобрел для страны стратегическое значение и стал одним из основных российских портов, обеспечивающих внешнеторговые операции. В 30-х годах начинается широкомасштабное освоение Арктики и Мурманск становится базовым портом для отправки научных экспедиций и грузового сообщения с портами арктического побережья.
В годы Великой Отечественной войны мурманские портовики, проявляя героизм, под непрерывными бомбежками принимали и разгружали караваны судов с оружием и продовольствием из США и Англии, ремонтировали разрушенные причалы и поврежденную технику.
После окончания войны порт был возрожден заново. Благодаря освоению природных богатств Кольского полуострова через порт пошли новые грузопотоки: железорудный и апатитовый концентраты, продукция Кандалакшского алюминиевого завода. К 1980 году Мурманский порт стал по грузообороту одним из пяти крупнейших портов страны.
Открытое акционерное общество «Мурманский морской торговый порт» было создано в 1994 году на базе государственного предприятия и в настоящее время является крупнейшим предприятием города Мурманска, а по объему перерабатываемых грузов занимает четвертое место по России и является вторым по величине (после Санкт - Петербургского порта) портом северо-западной части России.
Основные виды деятельности порта: погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах, в том числе выгрузка грузов из транспортных средств (судов, вагонов и автотранспорта), погрузка грузов на транспортные средства, крепление грузов; обслуживание судов; транспортно-экспедиторское обслуживание; накопление и хранение грузов, складские операции с грузами; предоставление услуг аренды, связи, энергоснабжения, водо- и теплоснабжения и т.п.
Основная номенклатура грузов, перерабатываемых в ОАО ММТП: цветные металлы и сплавы в пакетах (алюминий, медь, никель); прокат черных металлов; уголь навалом; апатитовый концентрат навалом; железорудный концентрат навалом; марганцевая руда навалом; глинозем навалом; металлолом; железорудные окатыши навалом; продукция химической промышленности в мешках и биг-бегах; строительные материалы; продовольственные грузы; технологическое оборудование в ящиках и без упаковки; легковые автомобили и колесная техника; различные грузы в контейнерах ИСО-20 и ИСО-40 (в том числе рефрижераторные), МПС и др.