По данным газеты «Коммерсантъ», претенденты на управление концерном «Тракторные заводы» (КТЗ) хотят приобрести и его активы. В частности, государственный «Уралвагонзавод» (УВЗ) хочет купить военное и железнодорожное производство концерна. Основным конкурентом завода выступают «Русские машины» Олега Дерипаски, которым интересны те же сегменты бизнеса «Тракторных заводов».
Прием заявок на конкурс «Внешэкономбанка» (ВЭБ) по управлению КТЗ закончился неделю назад, 27 апреля ВЭБ должен определить шорт-лист претендентов. Итоги конкурса могут быть подведены 29 апреля. До сделки с ВЭБом Михаилу Болотину принадлежало около 80% акций КТЗ, а его партнеру Альберту Бакову — примерно 20%.
Всего в ВЭБ поступили четыре заявки, две из которых подали структуры гендиректора и бывшего владельца КТЗ Михаила Болотина. Он рассчитывает сохранить контроль над концерном, 100% акций материнской компании которого в ноябре 2010 года получил ВЭБ под кредит 15 млрд руб.
Однако главными претендентами на победу считаются государственный «Уралвагонзавод» и «Русские машины» Олега Дерипаски. Они имеют схожие с КТЗ производства вагонов, дорожно-строительной и военной техники и рассчитывают на синергию бизнесов в случае победы на конкурсе.
Гендиректор «Русских машин» Александр Филатов сообщил, что корпорация тоже хочет получить контроль над активами КТЗ. «Максимальная синергия у «Русских машин» достигается с производством техники специального назначения и железнодорожным бизнесом КТЗ, поэтому мы очень заинтересованы в их покупке»,— сказал он. По словам господина Филатова, еще в марте «Русские машины» подписали с КТЗ меморандум о приобретении этих дивизионов. «Однако ситуация изменилась, и мы с уважением относимся к процедурам ВЭБа, который сейчас является владельцем КТЗ, поэтому будем участвовать в конкурсе и согласовывать наши решения с госкорпорацией»,— подчеркнул господин Филатов.
«Концерн «Тракторные заводы» является одним из крупнейших российских интеграторов научно-технических, производственно-технологических и финансовых ресурсов в машиностроении, как в России, так и за рубежом. В управлении машиностроительного холдинга находится более 20-ти крупнейших предприятий, расположенных в 9 субъектах Российской Федерации (Алтайском, Красноярском краях, Волгоградской, Владимирской, Курганской, Липецкой областях, Чувашской, Карельской и Мордовской Республиках), а также в Дании, Германии, Австрии, Нидерландах, Сербии и Украине.
Производственная деятельность «Концерна «Тракторные заводы» представлена пятью направлениями: промышленное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, запасные части и ОЕМ-комплектующие, железнодорожное машиностроение, машиностроение специального назначения. Диверсифицированный портфель производимой продукции обеспечивает холдингу обширную клиентскую базу и продвигается шестью собственными специализированными торгово-сервисными структурами в 40 странах мира через обширную дилерскую сеть, насчитывающую порядка 300 компаний.
Ассортимент выпускаемой предприятиями холдинга продукции включает в себя широкий спектр базовых моделей, которые могут быть модифицированы и дополнены в соответствии с индивидуальными и реальными потребностями заказчиков. Выручка в 2010 году составила около 30 млрд руб.
«Предприятия КТЗ сейчас простаивают, и эта кризисная ситуация возникла во многом в результате его управления концерном»,— поясняет глава ассоциации «Росагромаш» Евгений Корчевой.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитал» полагает, что у победителя конкурса «вполне есть шансы» в перспективе приобрести активы КТЗ, поскольку для ВЭБ это непрофильный актив, и «при разумной цене госкорпорация будет готова продать его целиком или по частям».