По данным газеты «Ведомости», продажа контрольного пакета авиакомпании «Россия» может способствовать развитию конкуренции, создать условия для развития региональных аэропортов и хаба в аэропорту «Пулково», говорится в письме министра транспорта Максима Соколова вице-премьеру Аркадию Дворковичу.
Дворкович давал Минтрансу поручение до 10 октября оценить целесообразность продажи «России».
В этом году «Аэрофлот» завершил присоединение к «России» других «дочек» – «Оренбургских авиалиний» и «Донавиа». Получившаяся авиакомпания стала третьей по пассажиропотоку (5,8 млн пассажиров за восемь месяцев) после самого «Аэрофлота» и «Сибири». В парке трех авиакомпаний на конец 2015 г. было 59 самолетов.
Долгосрочная программа развития «Аэрофлота» рассматривает «Россию» как региональную авиакомпанию на рынке Санкт-Петербурга, Северо-Западного федерального округа, но в целях группы до 2025 г. приоритетом названо развитие на рынке Москвы, указывает министр.
«Россия» все больше концентрирует перевозки через «Внуково» и продолжает сокращать маршрутные сети из «Пулково» и аэропорта Ростова-на-Дону, что беспокоит их владельцев и региональные власти.
Логика продажи «России» в том, чтобы новый инвестор развивал перевозки через «Пулково», говорит федеральный чиновник. Появление неинтегрированного игрока повысит доступность полетов, считает ФАС, приводит позицию службы Соколов.
Объединяя трех «дочек», «Аэрофлот» планировал создать вторую в России авиакомпанию. Но пока «Россия» терпит убытки.
«Финансовое состояние «России» не позволяет сделать вывод об эффективном управлении <...> и ставит вопрос о целесообразности дальнейшего нахождения в группе «Аэрофлот», – цитирует Соколов позицию Минэкономразвития.
Операционная деятельность «России» невозможна без дополнительного финансирования, а для выхода в плюс нужны масштабные инвестиции и структурные преобразования, приводит представитель Минэкономразвития данные «Аэрофлота».
«Аэрофлот» считает, что вопрос продажи «России» надо ставить не ранее 2019 г., после выхода на запланированные масштабы деятельности (какие – не уточняется). Вопрос, скорее всего, будет вынесен на комиссию по транспорту, которую возглавляет Дворкович, говорят два федеральных чиновника.
«Россия» - авиакомпания. Акционеры: «Аэрофлот» (75% минус 1 акция), правительство Санкт-Петербурга (25% плюс 1 акция). Выручка (данные «Аэрофлота», 2015 г.) – 38,8 млрд руб. Чистый убыток – 3,3 млрд руб.
Но вот кто может купить контрольный пакет в «России» и за сколько – не ясно.
«Профильных инвесторов «Россия» не привлечет, но ее мог бы купить бизнес, имеющий другие интересы в Санкт-Петербурге и готовый развивать ее в партнерстве с правительством города», – рассуждает гендиректор Infomost Борис Рыбак.