По данным газеты «Коммерсант», проект стратегии ТТК до 2025 года предусматривает продажу бизнеса компании по предоставлению интернет-доступа в сегменте b2c, следует из письма гендиректора РЖД Олега Белозерова председателю совета директоров РЖД вице-премьеру Максиму Акимову.
Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, сообщил, что стратегия ТТК на совет директоров пока не выносилась. В самом ТТК сообщили, что сейчас у компании нет утвержденной стратегии до 2025 года.
ТТК — один из крупнейших в России интернет-провайдеров. По данным «ТМТ Консалтинга», по итогам 2018 года он занимал пятое место на рынке ШПД по размеру абонентской базы среди физических лиц после «Ростелекома», «ЭР-Телекома», МТС и «Вымпелкома».
Впрочем, реальный размер активной абонентской базы ТТК оказался меньше оценок аналитиков, следует из документов компании. Вся активная абонентская база ШПД-сегмента группы компаний ТТК в 2018 году составила 901 тыс. домохозяйств, а в сегменте платного ТВ — 413 тыс.
Средняя выручка на пользователя (ARPU) у ШПД-абонентов составляла 369 руб. в месяц, а у ТВ-абонентов — 115 руб. «ТМТ Консалтинг» оценивал базу ТТК в 1,8 млн. подключений. Общее число абонентов ШПД в России достигло по итогам 2018 года 33,2 млн., объем рынка — 134,8 млрд. руб.
Стоимость b2c-бизнеса ТТК в документах компании оценивается в 8,9–10,6 млрд. руб. Прогнозная выручка группы компаний на 2018 год в этом сегменте составляла 5,5 млрд. руб. при общей выручке 25,2 млрд. руб. На 2019 год заложены практически аналогичные показатели, при этом ТТК планирует получить чистую прибыль в размере 326 млн. руб.
В числе основных рисков неисполнения бюджета на 2019 год указывается снижение активной абонентской базы массового сегмента из-за давления со стороны конкурентов. Это грозит потерей выручки на 250–350 млн. руб.
Отключение крупных клиентов из госсектора в связи с приказом президента РФ о назначении «Ростелекома» единственным поставщиком услуг связи для федеральных органов уже привело к серьезным потерям для ТТК: прогноз выручки компании на 2018 год оказался ниже на 921 млн. руб. относительно ранее спланированного бюджета.
Также произошло резкое падение цен на транзит международного голосового трафика, а со стороны РЖД не были сформированы запланированные заказы на цифровые сервисы, указывается в документах. В числе значимых событий ТТК указывает также «закон Яровой», требующий крупных инвестиций.
Увеличению выручки ТТК должны способствовать развитие партнерств в сфере интеграционных проектов, развитие проектов интерактивного ТВ и виртуального мобильного оператора MVNO.
Положительный эффект на показатель EBITDA также должны оказать сделки по продаже непрофильных активов — футбольного клуба «Локомотив», доля ТТК в котором оценивается в 3,4 млрд. руб., и Отраслевого центра разработки и внедрения информационных систем РЖД.
Указанная компанией стоимость ШПД-активов адекватна, учитывая размер выручки, считает гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов.
По его мнению, актив может быть интересен крупным игрокам для увеличения рыночной доли там, где ТТК занимает заметную долю локального рынка: в Ростове-на-Дону, Рязани, Сыктывкаре, Магнитогорске, Барнауле, Хабаровске и др.
Кроме того, компания присутствует во многих небольших городах, где, кроме ТТК и «Ростелекома», другие крупные операторы не представлены, указывает он.
По мнению аналитика Райффайзенбанка Сергея Либина, вряд ли «Ростелеком» и сотовых операторов заинтересует b2c-бизнес ТТК целиком: «ШПД-рынок в целом продолжает стагнировать, и операторы скорее будут развивать конвергентные предложения, чем наращивать базы».
Наиболее активен на рынке M&A в этом сегменте сейчас «ЭР-Телеком», но он сосредоточен на поглощении небольших региональных игроков, рассуждает господин Анкилов.