По данным газеты «РБК daily», ТНК-ВР готовится к покупке «Мажейкяйского НПЗ» и уже начала предварительные консультации об этом с владельцем завода — польской PKN Orlen. Сделка получила одобрение на государственном уровне — именно о ТНК-ВР как о покупателе завода говорил Владимир Путин с президентом Литвы Далей Грибаускайте.
Даже литовский премьер-министр Андрюс Кубилюс, противник проникновения российского капитала в страну, на прошлой неделе объявил о том, что четверть «Мажейкяйского НПЗ» может быть продана российскому инвестору. Впрочем, появление российского стратегического инвестора еще не гарантирует возобновления поставок нефти по «Дружбе» на убыточное предприятие.
Напомним, что до 2006 года основным владельцем завода был ЮКОС. Когда у компании начались проблемы, она начала распродавать активы. Покупкой «Мажейкайского НПЗ» уже тогда заинтересовалась ТНК ВР, наряду с «Лукойл» и «Транснефть». В итоге завод выкупила польская PNK Orlen, заплатив на долю в 57,3% $1,5 млрд.
После ухода российских инвесторов литовский НПЗ начал испытывать серьезные трудности с поставками сырья для переработки. Ветка трубопровода «Дружба», по которой прежде на завод шла российская нефть, была закрыта в связи с изношенностью. Единственным маршрутом доставки нефти стали морские терминалы. Одновременно с этим существенно сократилась маржа переработки в Европе.
В итоге «Мажейкяйский НПЗ» работает в убыток — за прошлый год предприятие потеряло $34,4 млн. Сейчас PNK Orlen начала поиск стратегических инвесторов для своего завода, которым готова продать 25-процентную долю предприятия.
В компании ТНК-ВР не скрывают своей заинтересованности в приобретении перерабатывающих активов. Ранее в ТНК-ВР заявляли, что рассматривают возможность покупки НПЗ в зоне Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан). Сейчас в этом регионе привлекательных предприятий нет. Поэтому, несмотря на то, что в Литве маржа переработки ниже, чем в Белоруссии и Казахстане, «Мажейкяйский НПЗ» является наиболее интересным для ТНК-ВР.
Компания Orlen Lietuva (до лета прошлого года называвшаяся Mazeikiu nafta («Мажейкю нафта»)) создана в 1995 году путём приватизации литовского государственного предприятия «Нафта». В Orlen Lietuva входят Мажейкский НПЗ мощностью 12 млн тонн сырья в год и морской нефтяной терминал Бутинге (на побережье Балтийского моря, к северу от Паланги) с пропускной способностью 10 млн тонн в год. Также в компанию входит система литовских магистральных трубопроводов. В 2004 году завод переработал 8,7 млн т нефти. После покупки актива в 2006 году PKN Orlen в апреле прошлого года расплатилась за остававшиеся у правительства страны 10% акций завода, консолидировав 100% Orlen Lietuva.
Исполнительный вице-президент, один из основных акционеров компании ТНК-ВР Герман Хан так прокомментровал предполагаемую покупку «Мажейкайского НПЗ»: «Мы длительный период времени смотрим на этот актив. Если у польской компании возникло желание получить стратегического партнера, то мы хотели бы вести переговоры», — сказал он, добавив, что стороны уже начали предварительные консультации.
По мнению аналитика ИФК «Метрополь» Александра Назарова, присутствие ТНК-ВР в качестве партнера не гарантирует PNK Orlen решение вопросов с поставками российского сырья на завод. Последнее слово останется за «Транснефтью», считает эксперт. «ТНК-ВР не помешают новые перерабатывающие мощности, вопрос в условиях сделки», — говорит г-н Назаров.
«Мажейкяйский НПЗ» способен перерабатывать до 10 млн т нефти в год. По оценкам аналитика Банка Москвы Сергея Вахрамеева, стоимость «Мажейкяйского НПЗ» составляет около $1 млрд. (25-процентная доля — $250 млн.), маржа переработки $1—3.