По данным газеты «РБК daily», «Сбербанк» станет крупнейшим совладельцем автоконцерна Opel. В ночь с пятницы на субботу (с 29.05.09 на 30.05.09) власти Германии достигли соглашения с американской General Motors (GM) и консорциумом Magna и «Сбербанк» о спасении немецкого автопроизводителя Opel. Согласно этим договоренностям, 20% акций Adam Opel (объединяет бренды Opel и Vauxhall) достанутся Magna, еще 35% акций немецкого автоконцерна получит «Сбербанк». GM сохранит за собой долю в 35%, еще 10% будут принадлежать работникам Opel.
Бывший владелец Opel - американский концерн General Motors не выдвигает никаких дополнительных финансовых требований. Теперь новым инвесторам Opel предстоит провести due dilligence компании и согласовать с GM окончательные условия сделки. Соруководитель Magna International Зигфрид Вольф заявил, что ожидает завершения сделки в течение четырех-пяти недель.
У руководства финансового института «Сбербанк» очень серьезные планы в отношении нового актива. Ключевая роль в этих планах отводится группе ГАЗ (подконтрольной «Базовый элемент» Олега Дерипаски) — третьему участнику консорциума Magna и «Сбербанк». Группа ГАЗ выступает в данной сделке индустриальным партнером Magna, однако речи о покупке акций Opel она не ведёт. Вместо этого компания обещает предоставить свои мощности для организации производства автомобилей Opel в России.
«На производственной площадке группы в Нижнем Новгороде возможна организация выпуска до 180 тыс. автомобилей ежегодно», — говорит представитель группы ГАЗ. Сейчас на этой линии выпускаются автомобили Volga Siber, однако компания достаточно быстро могла бы перепрофилировать конвейер под выпуск модели Opel. Также группа ГАЗ может предоставить услуги более 200 своих дилеров по всей России. Взамен российская компания рассчитывает получить доступ к технологиям Opel и увеличить загрузку своих производственных мощностей.
Для ОАО «Сбербанк» и Magna же не все так однозначно, поскольку спасение Opel обещает стать нелегким делом. Уже в ближайшее время Magna должна предоставить Opel €300 млн. краткосрочного финансирования для поддержания операционной деятельности автоконцерна. В долгосрочной перспективе предполагается, что Magna и «Сбербанк» инвестируют в компанию €500—700 млн.
Главное же бремя по финансированию Opel на первых порах обещают взять на себя немецкие власти. Федеральные и региональные власти должны предоставить гарантии на выделение Opel до €5 млрд., в том числе бридж-кредита на €1,5 млрд. Однако взамен власти требуют сохранения всех четырех заводов Opel, расположенных в стране. Ожидается, что из 25 тыс. работников немецких заводов автоконцерна работу потеряют не более 10%. Основной же удар, как ожидается, придется на предприятия, расположенные в Великобритании, Испании, Бельгии и Польше: здесь может быть сокращено в общей сложности 7500—8500 рабочих.
Adam Opel GmbH (Opel) — немецкий производитель автомобилей. Компания была основана 21 января 1863 года и приступила к производству автомобилей в 1899 году. В настоящее время Opel является дочерней компанией концерна General Motors. Владеет брендами Corsa, Astra, Vectra и Omega. Продажи Opel/Vauxhall в 2008 году составили 1,459 млн автомобилей. В 2008 году в России было продано 98,8 тыс. автомобилей марки Opel, в январе—апреле 2009 года — всего 15,5 тыс.
«Сбербанк России» является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Основанный в 1841 г. «Сбербанк России» сегодня занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. «Сбербанк России» обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и более 20 000 подразделений по всей стране. Дочерние банки «Сбербанк России» работают в Республике Казахстан и на Украине. Учредитель и основной акционер Банка — «Центральный банк Российской Федерации» («Банк России»).
«Это начало нового будущего для Opel, его работников и его марки», — заявил руководитель европейского филиала GM Карл-Петер Форстер.
«Мы как банк заинтересованы в том, чтобы с помощью приобретения такого рода активов могла быть реструктурирована автомобильная отрасль Российской Федерации, — заявил в интервью телеканалу «Вести» председатель правления «Сбербанк» Герман Греф. — На мой взгляд, это очень хороший шанс для России получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее продвинутых с точки зрения технологий европейского производителя».